Нынешней весной в политических кругах Петербурга обращался подписанный видными русскими учеными, общественными деятелями и писателями меморандум, имеющий целью привлечь внимание цивилизованной Европы на религиозные и национальные притеснения, чинимые австрийскими властями по отношению галицко-русского народа.
Документ этот не только не принес каких – либо реальных последствий в смысле улучшения положения угнетаемых народов австрийской империи, этого исторического «естественного врага юного славянства», но послужил лишним предлогом к вящему «усердию» привилегированных национальностей, объединенных под скипетром любвеобильных Габсбургов.
Среди прочих пасынков австрийской державы насчитывается около семисот тысяч человек, принадлежащих к сербскому племени и исповедывающих православную веру.
Как бы вкрапленные в политический организм Венгрии, они находятся под постоянным мадьяризаторским давлением правительства, насильственно вводящего в школы венгерский язык и закрывающего просветительные общества православных.
Чтобы отстоять свою национальность и не «овенгериться» сербы крепко сплотились вокруг своей православной церкви, видя в ней единственный доступный им оплот против венгерских посягательств, возлагая на него охрану своих национальных прав и идеалов.
Сербская православная церковь в Венгрии издавна пользовалась автономией.
Во главе церкви стоял патриарх с синдромом епископов и так называемый «церковный съезд», выдавший мирские дела церкви и состоявший из двадцати пяти духовных и пятидесяти светских выборных членов.
Школьным делом руководитель высший школьным совет, избираемый церковным съездом из числа его членов.
Сам патриарх также избирался церковным съездом, а приходское духовенство – церковными общинами.
Такая организация чисто церковного учреждения вполне обеспечивала ему строго народный характер и придавала значение национального сербского парламента.
Располагая к тому же денежным средствами, он имел полную возможность активно бороться и за национальный язык, и за национальную веру, и за общие политические права сербов.
Всякое посягательство венгров неукоснительно встречало энергичный и стойкий отпор со стороны автономной церковной организации сербов.
И вот краткая телеграмма сообщает из Будапешта:
«Правительство временно отменило автономию сербской православной церкви».
Мера эта официально объясняет тем, что с тех пор, как отдельные национальности вновь стали принимать участие в политической жизни, а политические обстоятельства в Хорватии и Славонии начали осложняться, в сербской церкви проявилось стремление использовать церковную автономию для политических целей.
Не официально же она свидетельствует о непомерном росте в лоскутной империи шовинизма, направленного против славян и не останавливающегося перед грубейшим попранием их священнейших человеческих прав.
«Нет повести плачевнее на свете»…