22.11.2024

Прощальные беседы с членами государственного совета.

Государственный совет закончил свои занятия. Умершая третья дума нередко высказывала жалобы на то, что многие из законопроектов не увидели свет, благодаря противодействию верхней палаты.

Лидер октябристов А.И. Гучков, в своей программной грозной речи обещал даже «сосчитаться» с государственным советом. Насколько верхняя палата представлялась тормозом для проведения в жизнь законопроектов, члены государственного совета нам высказали свои мнения.

Заслуженный профессор , протоиерей доктор наук Беликов.

Говорить о том, что  государственный совет тормозил, и к тому же намеренно, работы государственной думы, конечно, не приходится.

В особенности, в настоящее время, когда в государственный совет поступают из государственной думы законопроекты прямо охапками и , когда государственный совет напряженно, прилагая все усилия спешно, как возможно добросовестно, старается пропустить все работы думы.

Приходится только жалеть, что государственная дума к интересам православного духовенства относилась с недостаточным вниманием. Например, в вопросах о церковно-приходских школах дума отнеслась неблагожелательно, скорее по недоразумению, чем по существу.

Очень тяжело также, что дума не рассмотрела законопроекта о штатах духовных учебных заведений.

Педагогический персонал этих учебных заведений будет теперь поставлен в обидное положение, так как штаты учебных заведений ведомства народного просвещения прошла в расширенном масштабе.

Но главным образом, я  крайне недоумеваю, как все это имело место в третьей государственной думе, где духовенство было представлено не малочисленно, имея  в своей среде архиепископа Авдотия и епископа Митрофана.

Приходится объяснить себе   инертность членов государственной думы духовного звания к интересам православной церкви тем, что виднейший из них архиепископ Евлогий, все свое внимание устремил на холмский вопрос.  


П.П. Кобылинский

Не государственный совет  тормозит работы государственной думы, а государственная дума сама тормозила  рассмотрением целый ряд неотложных и жизненных законопроектов. Только в мае месяце государственная дума приступила к рассмотрению законопроектов, лежащих в думском портфеле с 1907 и 1908 годов.

И все это, конечно, произошло потому, что дума занималась только «политическими»  законопроектами и бесконечными запросами, имевшими, главным образом, агитационный смысл.

И сейчас государственный совет завален кучей законопроектов, поступивших из думы.

Приходится прямо пропускать, а не рассматривать! … Но хорошо это еще когда законопроекты имеют «однократное» значение, а не силу на долгое время действующего закона.

Не мало государственный совет невольно останавливался и на несуразность смысла и редакции думских законопроектов.

Для иллюстрации приведу следующий курьезный пример:

Государственная дума, признав за служащими женщинами в главном управлении землеустройства право на пенсию, постановила, что мужья этих жен наследованием пенсии не пользуются.

Когда ж дума редактировала законопроект о пенсиях мужчин служащих по министерству юстиции, она, видимо, по странной инерции лишила прав на пенсии жен этих чинов министерства юстиции.

Конечно, это курьез, идущий в разрез с основными государственными принципами задержал внимание государственного совета, отняв другое рабочее время.

Законопроект был возвращен в государственную думу, где он и завалялся.

Как ни много у нас сейчас  в государственном совете думских законопроектов, все-же, я думаю, мы успеем и сумеем их рассмотреть.

О работоспособности думы и совета лучше всего говорит то обстоятельство, что дума гуляла и пасхальные и рождественские каникулы и она уже давно получила отдых, в то время, как совет работает усиленным темпом.


Н.С. Таганцев

Государственный совет сделал, что мог. Он никогда не тормозил работы думы. Совет, не смотря на перегруженность, напрягая свой труд, все время исполнял свою высокую миссию с честностью.

Критиковать думу я не буду, но совет исполнил свой долг перед родиной.  


В.И. Тимирязев.

Я не сторонник противопоставления одной палаты другой. У нас существует двухпалатная система, система весьма полезная для молодой парламентской страны, как Россия. Каждая палата делает свое дело. Говорить о том, что  верхняя палата устраивала обструкцию работам думы и неверно и несправедливо.

Государственный совет никогда не задерживал работы думы, хотя последняя часто заваливала его сотнями законопроектов сразу, но и думу в этом винить нельзя. Дума сама в буквальном смысле заваливалась правительством.

В этом отношении правительство грешило, внося в думу бессистемную массу законопроектов.

Я не буду останавливаться на причинах, поему дума давала предпочтение одним законодательствам перед другими. На западе существует другой порядок, там правительство само по возможности само регулирует работы законодательных палат.

Государственный совет никогда умышленно не задерживал ни одного думского законопроекта.

В последнее время государственный совет совершал сверхчеловеческую по труду работу. 

И опять то таки в этом виноват не государственный совет, так как не был своевременно разрешен вопрос о преемственности.

Сейчас, если мы находим, что законопроект несовершенен, и что ин имеет дефекты, мы не знаем, что сделать: принять нельзя, а исправить тоже нельзя, так как согласительная комиссия не успеет его рассмотреть, и таким образом законопроект останется неосуществленным.

Среди массы, так называемой «вермишели» есть такие  законопроекты, которые требуют тщательного обсуждения.

Нет, если дума имела что ни будь против государственного совета, то совет еще в большей мере может жаловаться на то, что не достаточно  бережно относились к его труду. Я еще раз повторяю, что неразрешением вопроса о преемственности работ, совет поставлен в ужасное положение.

В результате же все это отзывается на крайне поверхностном обсуждении многих весьма существенных законопроектов.


А.В. Васильев.

Государственный совет выполнил большой труд.

Он никогда не тормозил во что-бы то ни стало думские законопроекты.

Напротив, дума в своих законопроектах допускала столько невежества, что совету приходилось останавливать свое внимание на всяких мелочах.

Так, например, дума придумала новый термин, «рожденный в иудействе». Такое понятие является явным неуважением к христианской религии. Раз человек просветился светом Христова учения, то как же его можно в этом упрекать. Мы должны радоваться прославлению нашей веры, а не чинить этому прославлению нелепые, неуважающие веру во Христа препятствия.

Дума не рассмотрела многое. Она например не разрешили вопроса: о прекращении обязательных отношений на Кавказе.

А, ведь эти «отношения» ничто иное, как крепостничество.

Добавить комментарий