15.11.2024

Изображение сгенерировано нейросетью

«Эхо» №1241 от 26 января 1913 года

На женском съезде в Петербурге заслушан был доклад Кусковой о внешкольном надзоре. Вместо авторитета воспитателя, средняя школа ставит воздействие страхом. Внешкольный надзор принял чудовищные формы, особенно в провинции.

Так, наприм., Харьковский попечитель особым циркуляром предписывает надзирателям учебных заведений зорко следить за поведением учащихся на улицах, указывая при этом улицы и даже отдельные тротуары, по которым учащиеся не имеют права ходить. Этим же надзирателем предлагается не допускать совместного гуляния учеников с ученицами и, как говорится в циркуляре, «с прочими девицами»; причем попечитель выражает уверенность, что надзиратели сумеют отличить ходьбу учащихся «с деловой целью» от гуляния «с оттенком флирта».

Ученикам запрещают гулять по определенным улицам, даже по одной стороне улицы. Запрещается входить в книжные и писчебумажные магазины. Директор смоленской гимназии, переодетый, просидел весь вечер в женской уборной, чтобы выследить гимназисток, явившихся на маскарад. Школа может воспитать гражданина или забитого раба. Но она желает последнего и достигает цели.

Удручают цифры уволенных за последние годы. В 1902 году уволено было 26,600 учащихся, в 1903 г.— 29,000, в 1904 г.— 35,000, в 1905 г.— 8,000, в 1906 г.— 38,000, в 1907 г.— 44,000, в 1908 г.— 42,000, а в 1909 г.— 42,308 учащихся. Докладчица рисует атмосферу лжи и обмана, в какой невольно живут учащиеся, стремящиеся как нибудь обойти нестерпимые правила поведения. Все это губит детей, нравственно угнетает их нервную систему, вызывает такие факты, как падение с колокольни Ивана Великого. 

Приняты резолюции, что внешкольный надзор, как система последовательно развитого всестороннего сыска, унижающая достоинство педагогического персонала и оскорбляющая моральные чувства учащихся противоречит целям воспитания и должен быть немедленно и повседневно повсеместно отменен. Необходима полная автономность школы, независимость педагогического персонала от посторонних влияний, широко развитая самодеятельность родителей-граждан, свободно осуществляющих право собраний и союзов в целях педагогического воздействия на подрастающее поколение.

Вторая резолюция принята по поводу событий в гимназии Витмер. Съезд выражает глубокое негодование по поводу того, что полиция, зная о предстоящем собрании учащихся, не предупредив учебную администрацию, без ее ведома явилась для личного обыска и ареста учащихся из задержала многих в помещении полиции в течение целой ночи. Съезд полагает, что учащиеся в помещении школы должны быть на законном порядке ограждены от обысков и полицейского сыска. Должна быть установлена полная свобода развития кружков самообразования учащихся. Настоятельно необходим обратный прием всех уволенных в связи с обыском в гимназии Витмер. 


Добавить комментарий