Архивные новости

Ситуация на Балканах вызывает панический страх

«The day book», 26 октября 1912 года

ВЕНА, 26 октября. Отступление Мухтар-паши, покойного турецкого командующего Кирк-Килиссе, с большей частью его армии, как говорят, было отрезано болгарами. Мухтару и всему его войску придется сдаться или быть разрезанным на куски. Болгары захватили огромное количество турецких боеприпасов и припасов, включая два самолета.

СОЛА. Первая партия турецких пленных численностью в 1000 человек прибыла сегодня из окрестностей Адрианополя. Встречена доброжелательно. Раненым была оказана оперативная медицинская помощь. Им даже раздали сигареты.

ПАРИЖ, 26 октября. Великие державы Европы сегодня охвачены паническим страхом из-за ситуации на Балканах. Считается, что в любой день может начаться всеобщая война, более ужасная, чем когда-либо в истории.

Турцию уже считают побежденной; Россия и Австрия готовы вцепиться друг другу в глотки.

Австрия хочет отторгнуть турецкую территорию или, в случае неудачи, помешать этому какому-либо балканскому государству. Россия хочет, чтобы балканское государство отторгло турецкую территорию, потому что влияние России на балканские государства имеет первостепенное значение.У Австрии есть три армейские дивизии, сосредоточенные на балканской границе. У России есть 80 000 человек, готовых перебросить войска в Австрию.Министерство иностранных дел Франции напрягает все силы, чтобы заставить державы вмешаться на Балканах до того, как Австрия и Россия сцепятся рогами.

Французы рассчитывают в этом на поддержку Великобритании и Италии, но позиция Германии сомнительна.Германия является союзником Австрии. Воспользуется ли кайзер своим влиянием на Австрию, чтобы предотвратить общеевропейскую войну, или он останется в стороне до того момента, когда ему самому лучше всего удастся объявить войну древним врагам Германии, Великобритании и Франции?

ВЕНА. И Австрия, и Россия заявили Турции, что “ввиду недавних событий” они “оставляют за собой право действовать так, как они считают нужным” в ситуации на Балканах. Это означает, что обе страны считают Турцию уже побежденной четырехсторонним альянсом и теперь готовятся выдвинуть свои собственные претензии.

Русские хотят, чтобы их родственники из балканских государств захватили всю турецкую территорию, какую только смогут. Австрия хочет предотвратить это, потому что она хочет, чтобы Балканские государства и Турция когда-нибудь принадлежали ей.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Новости о победах Болгарии над Турцией здесь воспринимаются с величайшим энтузиазмом.Булгары – родственники русских, и здешняя пресса заявляет, что если люди царя Фердинанда займут Константинополь, то не Россия их выгонит.

ЛОНДОН. Страх перед общеевропейской войной, в которую, несомненно, будет вовлечена Великобритания, растет здесь с каждым часом. Речь лорда Робертса, фельдмаршала и главнокомандующего сухопутными войсками, в которой он предупредил британцев о том, что “торжественный час близок”, все еще звучит в ушах людей.

Падение Ускюба перед сербами и Скутари перед черногорцами ожидается в любой момент. Ожидается, что Адрианополь недолго продержится против окрыленных победой булгар.

И если Адрианополь падет, что тогда? Дорога на Константинополь, ворота Черного моря, будет открыта перед болгарами. И если Болгария, союзница России, захватит Константинополь, только чудо предотвратит европейскую войну, в которую будут вовлечены все великие державы.

СОФИЯ. Адрианополь в огне, и булгары штурмуют его великие крепости. Царь Фердинанд, разгоряченный победой при Кирк-Килиссе, был слишком нетерпелив, чтобы ждать результатов осады второго города Османской империи.

И вот, сегодня он посылает своих солдат в зеленой форме, полк за полком, прямо в жерла турецких пушек. Булгары ведут себя с той же безрассудной храбростью, которую они проявили, когда штурмовали высоты Кирк-Килиссы, защищенные 120 большими орудиями, без поддержки артиллерии.

Турки сражаются отчаянно. Но с их артиллерией плохо обращаются, и позиция за позицией, редут за редутом попадают в руки солдат Фердинанда. Тем временем все булгарские силы, не участвовавшие в штурме Адрианополя, были брошены на поиски турецкой армии численностью 100 000 человек, которая сейчас предположительно находится примерно в 25 милях к югу от Адрианополя.

Падение Адрианополя и капитуляция его турецкого гарнизона численностью в 60 000 человек ожидаются здесь до наступления темноты.

ВРАНЬЕ, Сербия. Сербы сегодня захватили Варисовиц, расположенный недалеко к северо-востоку от Ускюба. Падение Ускюба ожидается до понедельника.

ЦЕТИНЬЕ. Сегодня черногорские войска начали бомбардировку Скутари. Турецкие пушки ответили молниеносно, их выстрелы густо посыпались на лагеря князей Данило, Мирко и Петра.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Сегодня с фронта прибыл передовой отряд раненых. 2100 уже в пути. Здесь есть койки только на 5000 человек.

ФИЛИППОПОЛИС. Первые подробности битвы при Кирк-Килиссе мы узнали от раненых болгарских офицеров, которые сегодня направлялись в Софию. Это было сражение такого рода, какого не было в недавних войнах, – рукопашный бой плечом к плечу, заставляющий вспомнить Крым, атаку Легкой бригады и тонкую красную линию Балаклавы.

Прошло несколько дней кровопролитных стычек, прежде чем главные силы двух армий вступили в бой. Во время перестрелки потери с обеих сторон были ужасными. Турки шаг за шагом были оттеснены в свои окопы, а мертвые остались лежать непогребенными из-за еще не проделанной работы.

Изображение сгенерировано нейросетью “Кандинский”

Когда турки укрылись в своей первой линии укреплений, основные силы болгарской армии выдвинулись на позиции. Болгарская артиллерия задержалась где-то на опасных горных перевалах на севере, но царь Фердинанд не стал дожидаться ее прибытия. Он приказал начать общее наступление.

Полк за полком переходили в бегство и отчаянно бросались на турецкие земляные укрепления. Бойня была ужасной. Турецкие пушки косили одетых в зеленое солдат Фердинанда, как коса косит кукурузу. Но всегда находились другие полки, которые занимали места тех, кто был уничтожен, и в конце первого дня булгары удерживали внешнюю линию турецких редутов.

В ту ночь булгары спали на поле боя, урывая по нескольку кусочков еды, насколько это было возможно, в то время как всю ночь грохот прибывающей артиллерии радовал их сердца. В среду утром был отдан приказ об очередном общем наступлении, и болгарская артиллерия начала обстрел мощных внутренних укреплений турок.

Турки ответили чрезвычайно сильным артиллерийским огнем из фортов и отчаянной вылазкой за отчаянной вылазкой. В ту ночь в боях не было затишья, и утром болгары продвинулись еще на несколько сотен ярдов и оказались полностью открытыми для турецкой артиллерии.

Изображение сгенерировано нейросетью “Кандинский”

В четверг утром царь Фердинанд отдал приказ об очередном общем наступлении, и его люди бросились вниз по длинным склонам, чтобы отразить турецкие пушки, штурмуя форт за фортом и сражаясь с турками врукопашную.Турки сражались так же храбро, как и солдаты Фердинанда, и так же мало заботились о своей жизни.

Снова и снова со стороны турецких фортов раздавался внезапный оглушительный взрыв пламени и снарядов, и длинная извилистая колонна выбегала из города и бросалась на наступающих булгар, только чтобы быть отброшенной назад в полном замешательстве градом винтовочных пуль и ураганами свинца из скорострельных орудий.

В четверг вечером рукопашная схватка продолжалась непрерывно, с небольшим перевесом в обе стороны. Утро пятницы началось в сером, сгущающемся тумане, который вскоре перешел в проливной дождь. Солдатам Фердинанда было приказано наступать, и совершенно измученные, промокшие до нитки и валяющиеся в густой грязи, они предприняли тот последний рывок, который унес город сорока церквей.

Изображение сгенерировано нейросетью “Кандинский”

Сюда еще не добрался ни один офицер, который видел реальное падение города. Последняя партия раненых, прибывшая сюда, была отправлена с фронта как раз в тот момент, когда началась эта последняя безумная атака.Но каждая рассказанная история соответствует действительности, и несомненно, что в наши дни никогда не было такой битвы, как у Кирка Килиссы.Даже те десять кровавых дней на замерзших берегах Юмы, когда Япония признала поражение России, не могут сравниться с этим. Офицеры разрядили свои револьверы во вражеские ряды; солдаты кололи друг друга штыками и, сцепившись слишком близко, чтобы использовать штык, использовали приклады винтовок как дубинки.


Добавить комментарий

Комментариев пока нет
Яндекс.Метрика