Архивные новости

«Дело в шляпе»

«Петербургская газета» №176 от 29 июня 1912 года

(К истории общественных движений).

I.

Наступило летнее затишье.

Политические и общественные вопросы замерли, уступив свое место «американским аттракционам».

Из провинции доносились известия о том, что уже началась предвыборная агитация.

Но в столице этой обширной страны ещё не было заметно никакого оживления политического или общественного характера.

Однако, только поверхностному и близорукому наблюдателю могло казаться, что столица покоится безмятежным сном.

Более внимательные и чуткие специалисты по общественной психологии отлично сознавали и учитывали, что в обывательских недрах идёт пока ещё скрытая работа мысли и духа и что нужен только какой-нибудь с виду даже ничтожный повод, дабы выше упомянутая творческая работа проявилась наружу.

Такой повод представился.

В один из летних вечеров, когда в природе все было тихо и безмятежно, что не было никаких оснований к применению 38 статьи, в маленький дачный театр вошла дама, на голове которой красовалась шляпа в стиле «Титаника» до его гибели.

Не подозревая, что не пройдёт и нескольких минут, как она станет причиной могучего общественного движения, дама спокойно заняла место в одном из первых рядов.

И вдруг, откуда-то сзади послышался сперва робкий и нерешительный голос:

– Снимите шляпу.

Как оказалось потом голос этот принадлежал человеку, который до сих пор, шествуя по мирной обывательской стезе, никогда не имел оснований считать, что он состоит в рядах оппозиции.

Дама, воспитанная в исторических традициях, что прекрасный пол создан именно для того, чтобы мешать остальной части человеческого рода, конечно, не обратила никакого внимания на этот отклик.

И случилось то, что должно было случиться.

Как учит история, для разряжения напряженной общественной энергии часто достаточно кого-нибудь …..

Так и было на этот раз.

Господин, первый бросивший свое робкое «снимите шляпу», сам вероятно не ожидал, какой могучий отклик найдут его слова остальных мужских сердцах.

Долгие годы изводимые и обижаемые дамскими шляпками мужчины внезапно почувствовали, что между ними пробежал как-бы электрический ток и соединил их в общем порыве негодования и протеста.

Первый трибун поставил вопрос решительно и ярко, крикнув на весь театр по адресу дамы с «Титаником» на голове:

– Шляпку долой!

Это послужило сигналом к общему восстанию.

Движение, начавшееся казалось-бы скромно с одной только дамы, перебросилось в направлении всех остальных дам, тоже сидевших по обыкновению в шляпках и театр задрожал от грозных, как буря морская, возгласов:

– Шляпки долой!

И сражение было выиграно мужчинами.


II.

Первое время представительницы слабого пола решили не придавать особенного значения этому инциденту, рассматривая его только как маленький, исключительный эпизод в местной дачной жизни.

Но они ошиблись в своих расчётах.

Начавшееся в маленьком дачном театре движение быстро перешло на другие театры и грозило охватить всю страну.

Из провинции начали уже приходить известия такого-же угрожающего характера.

Мало того.  Из Тихого Болота сообщили, что местный кандидат в члены четвёртой государственной думы готовится дебютировать на политическом поприще следующим запросом:

«Известно-ли господину председателю совета министров, что лица женского происхождения и в остальных публичных местах, где происходят всякие зрелища, остаются сидеть в шляпках монументального образца и тем самым мешают другой части населения мужского пола пользоваться своим законным правом видеть то, что происходит на сцене»?

Тогда единодушно решено было созвать дамский митинг.

На этом митинге первый ораторшей выступила дама, которая окончила высшие женские курсы, и потому носила пенсне.

В качестве прослушавшей курс по словесному отделению, она подошла к вопросу не только со специальной, но с историко-литературной точки зрения.

– Все здесь собравшиеся, –сказала она, – конечно, хорошо помнить историю Вильгельма Телля…

Так как мало кто помнил эту историю, то все разразились рукоплесканием, что несколько смутило почётную ораторшу и заставило её продолжать так:

– Вы, может быть, думаете, что я имею в виду яблоко, в которое должен был стрелять Вильгельм Телль, в то время как это яблоко лежало на голове его сына? Нет, меня больше интересует шляпа наместника-правителя Швейцарии, которая была водружена на шест и которой должен был отвешивать низкие поклоны каждый проходящий швейцарец. Это должно послужить для нас символом. Как тот швейцарский наместник, мы должны конечно символически, водрузить нашу дамскую шляпку так сказать на шест и заставить мужчин не с нас снимать шляпки, а обнажать свои глупые головы перед вышеупомянутой эмблемой нашей власти и нашего главенства.

Эта речь вызвала бешеные рукоплескания, но тем не менее нашлись и оппонентки.

– Моя талантливая предшественница, – сказала одна из них, -смотрит на вопрос с чересчур идеальной высоты. Между тем, сейчас нужны более практические, реальные меры. Я думаю, что каждый из нас ясно, откуда исходит это антишляпочное движение. Конечно, его подняли наши мужья, давно уже недовольные теми расходами на наши шляпки, которые они должны нести не только по законам всех культурных стран, но и по закону природы.

– Верно! Верно! – зашумела аудитория.

– Поэтому, мы должны прежде всего воздействовать на наших мужей теми испытанными средствами, которая каждая из нас с успехом уже применяла и оценила в своем обиходе.

Далее нам следует немедленно приняться за распропагандирование и привлечение на нашу сторону так называемых кавалеров или ухаживателей. Здесь мы, разумеется, не можем положиться на исключительно наши собственные силы и поэтому необходимо искать подкрепления у наших дочерей, сестёр и ещё не состоящих в замужестве…

На этом месте ораторша сделала искусную паузу и закончила свою речь восклицанием:

– И тогда мы посмотрим, кто победит!

Невозможно описать тот энтузиазм, который охватил собравшихся дам.

Всем с этой минуты было ясно, что общественное движение, так казалось-бы яркое и победно начатое мужчинами, должно померкнуть в ближайшем будущем.

На радостях была послана телеграмма лондонским суфражисткам, от которых немедленно-же пришел ответ:

«Боритесь за святое дело шляпочной свободы. Сбивайте с презренных тиранов котелки и цилиндры. Мы с вами. Устраиваем вам сочувственную демонстрацию. При первой возможности бьем Асквита».


Добавить комментарий

Комментариев пока нет
Яндекс.Метрика