Архивные новости

Конец «Чуриковщины».

«Петербургская газета» №175 от 28 июня 1912 года

Объяснение Ивана Чурикова.

– Надо успокоить народ. Все ждут от меня объяснения, – сказал братец Иван Чуриков и загадочно посмотрел на нас своими умными глазами.


Проповедник Иван Чуриков – человек не старый и кажется моложе своих 54 лет. Одетый в длиннополый сюртук, с длинной расчёсанной бородой и прилизанными волосами, братец не производит впечатления апостола, и странным кажется, что невидный человек может гипнотизировать массы своей проповедью.

– Все, что сообщалось обо мне, это неверно. Я никогда не был еретиком, сектантом. Я глубоко верующий человек. Благодаря моим беседам много народа бросило пить вино; много проституток перестали заниматься своим позорным ремеслом. Распространяют про меня слухи о моем знахарстве. Это не знахарство; я верю в силу исцеления благодаря молитве. Лет двадцать тому назад на охоте я сделал неудачный выстрел, которым опалило мне всё лицо. Я едва не лишился зрения. Помазав глаза маслом от лампадки, я получил исцеление. Я верующий человек. Покойный отец Иоанн Кронштадтский навёл меня на путь истины. 

Овдовев, я чувствовал глубокую скорбь и излил её батюшке. От него я услышал слова утешения. Я решил после этого служить Богу. Я бросил свое дело, (у меня была бакалейная лавка), бросил торговлю и теперь занят исключительно одними беседами. Учеников у меня много; все жадно слушают слово Божие. Я люблю народ и после моей смерти имущество моё отдам на дела благотворения.

Все ждут с нетерпением опять моего слова. Беседы не запрещены, а только приостановлены.

Братец Иоанн вздохнул, посмотрел вдаль своими загадочными глазами и передал нам рукопись.

– Вот, как произошло столкновение: 

– О. Иоанн Колесников, посещая мои беседы, не один раз, а постоянно требовал у народа, чтобы ему позволили возразить о каком-то заблуждении, о чём и было своевременно сообщено министру внутренних дел и обер-прокурору св. синода. 10 июня я получил от о. Иоанна Колесникова письмо, в котором он пишет: «Я обязан у вас говорить слово, потому что это мой приход». Тогда, по окончании своей проповеди я и объявил народу, что батюшка здешнего прихода хочет сказать вам слово, но народ в один голос ответил:  «Мы довольны твоею беседой». Но о. Иоанн Колесников настойчиво требовал у народа, чтобы ему позволили говорить, народ же ему кричал: «батюшка, иди ты в церковь там говори, что хочешь, хоть и проклинай нас, а тут мы тебе возражать не позволим. Если хочешь быть с нами в мире, то радуйся о нашедшихся овцах, пропадавших в пьянстве, благослови нас и иди с Богом в церковь, мы к тебе туда придем».

Батюшка встал на мое место, где я и всегда отпускаю народ с братским благословением и сказал мне: «Я должен сказать народу слово». Тогда уступая ему место, я пошел из зала. Тут-то произошел невообразимый общий шум. Кто кричит «пожар», «горим», а кто кричит «режут». Народ дошел до исступления и в большом испуге двинулся к выходу. Видя что такая паника может привести к печальным последствиям и могут быть человеческие жертвы, я моментально вернулся и меня народ поднял на руках и поставил на возвышенное место. Тогда мне пришлось подавать знак успокоения руками, потому что голоса моего не было слышно от большого шума.

Я не знаю, почему в собрании у нас произошла неприятность с священником о. Колесниковым. Я всегда уважал и до сегодня уважаю сан священника, но если он говорит обо мне и о моих трезвенниках неодобрительно, называя меня и их сектантами и еретиками, что явная ошибка, ибо я верую во Святую Церковь и слушатели мои признают все церковные догматы, что подтверждают факты и случаи, из коих видно, что благодаря моему влиянию многие иноверцы приняли православие.

Священнослужители воинствуют за трезвость и я также воинствую за трезвость в продолжении долгого периода времени, более 18 лет, заботясь, чтобы привести падших покаянию. 

В заключении всего скажу, хотя меня считают каким то сектантом, но я верую в Святую Апостольскую Церковь и готов пострадать за отрезвление народа.


Объяснение от. Колесникова

Из беседы с одним из лиц села Александровского, принимавших участие в объявлении приказа спб. градоначальника о запрещении «собеседований», мы узнали, что подписки от Ивана Чурикова о прекращении его деятельности не отобрано… 

Но если Чуриков появится вновь в селе Александровском, у него будет отобрана подписка… 

Священник о. Иоанн Колесников сообщил нам: 

– Я очень доволен объявленным приказом: ведь сколько огорчений хлопот причиняли «чуриковцы» духовенству и администрации… Я посещал «собеседования» с единственной целью разбить лжеучение Ивана Чурикова. Я имел одно только желание разъяснить эту личность. Я убеждён, что Иван Чуриков – эпикуреец, совращающий тёмную массу с истинного пути.

Доктор В.Г. Лесовой, осмотревший о. Иоанна Колесникова на другой день после избиения, говорит:

– На теле пастыря я нашел пять кровоподтеков – по бокам грудной клетки, на плечах и в области большой мышцы; справа следы, – явно свидетельствующие о том, что о. Иоанна ударяли и сдавливали руками («щипали»). Соответствующее Свидетельство я выдал для представления властям. 


Добавить комментарий

Комментариев пока нет
Яндекс.Метрика