Архивные новости

Англия. Внешняя политика. Великий индийский путь.

«Русское слово» №149 от 29 июня 1912 года

ЛОНДОН, 28 июня (11 июля). Во время прений в палате общин по поводу внешней политики обнаружилась глубокая рознь между палатой и министерством иностранных дел. Если либералы и голосуют теперь за сэра Грэя, то только из-за нежелания провалить кабинет и помешать осуществлению гомруля.

В своей речи либерал Понсонби указал, что британская дипломатия настолько была бессильна добиться при переговорах с Германией сокращения вооружений, что дипломатические переговоры должен был вести военный министр Хольден в то время, как сенсационные заявления по вопросам внешней политики делал морской министр Черчилль.

– В Средней Азии, – продолжал оратор, – британская дипломатия тянется на буксире у русской и в угоду России соглашается строить индийский путь, осуществление которого является безумием.

Консерватор Ллойд, затронув также вопрос о постройке трансперсидской дороги, указал, что проектируемый путь имеет не экономическое, а лишь почтовое значение, и только один участок дороги между Тегераном и Исфаганью будет доходен.

– Если бы правительство, – сказал Ллойд, – более заботилось об интересах британских подданных, оно поддержало бы проект Исфеган – Персидский залив.

Оратор выразил далее опасение, что необходимость охраны северной части дороги русскими войсками обратить Персию в новую Манчжурию.

Третьим критиком проекта трансперсидской дороги выступил либерал Робертсон, указавший, что проект неосуществим без гарантии доходности дороги.

Ответ Грэя не заключал в себе новых аргументов и был принят палатой довольно холодно.

Грэй сообщал, что вопрос о гарантии не разрешится без согласия парламента. В этих его словах видят признание, что гарантия со стороны Англии доходности того участка дороги, который пересекает английскую сферу влияния, потребуется.


ЛОНДОН, 28 июня (11 июля). Палата общин. При обсуждении бюджета министерства иностранных дел сэр Эдуард Грэй сказал: «Внешняя политика Англии остается без перемен, основываясь на поддержании дружественных отношений с Францией и Россией. Если мы видим Францию и Россию поддерживающими добрые отношения с другой великой державой, как это имело место при свидании в Балтийском Порте, мы имеем полное основание приветствовать это, будучи убеждены, что Франция и Россия настроены в отношении нас не менее дружественно, чем мы к ним. Никакие положения, вытекающие из моментов, подобных последнему свидания, не могут причинить нам ущерба или оказать отрицательное влияние на существующие отношения между Англией и Германией».


ЛОНДОН, 28 июня (11 июля). Сэр Эдуард Грэй заявил, между прочим, что поддержание англо-русского соглашения в Персии более чем когда-либо необходимо. Как ни неудовлетворительно в настоящее время положение Персии, все же оно не может сравниться с теми осложнениями, которые могли бы возникнуть, если бы соглашения не было.

Относительно англо-японского союза сэр Эдуард Грэй сказал, что союз имел только благоприятные последствия, а не ухудшил наших отношений с какой-либо иностранной державой. Что же касается русско-японских отношений, то они теперь чрезвычайно хороши.


ВЕНА, 28 июня (11 июля). В дипломатических кругах обращают внимание на ту часть речи сэра Грэя, в которой говорится о финансировании англичанами железной дороги на Бассору.

Из этого заявления Грэя заключают, что Германия отказалась от постройки этой линии, и, таким образом, английская дипломатия одержала в Константинополе победу над германской.


Добавить комментарий

Комментариев пока нет
Яндекс.Метрика