Архивные новости

Дела и политика.

«Русское слово» №3 от 04 января 1912 года

Изображение сгенерировано нейросетью

В Петербурге нет секретов. Кто-то своими собственными ушами слышал, как В.П. Коковцов и А.А. Макаров поздравляли друг-друга с наступлением Нового года. Кому принадлежат эти счастливые уши,— неизвестно, но 2 января уже и на петербургской бирже циркулировал слух, что премьер и министр внутренних дел сердечно приветствовали друг-друга, а затем серьезно поговорили… После новогодних пожеланий перешли к новогодним планам. А.А. Макаров, будто бы, высказал свое пожелание, чтобы и в новом году оставались неизменными те директивы, около которых сплотился «солидарный кабинет». А из всех этих директив наиболее желательной для него является основная директива самого В.Н. Коковцова: «Как можно меньше политики. Будем просто заниматься делами». В.Н. Коковцов с своей стороны, будто бы, поспешил добавить: «Конечно, по меньшей политики и побольше дела; однако, пора нам подумать и о том, чтобы нам не сказали, что у нас хотя и нет политики, но и дел не видно». А.А. Макаров, говорят, принял это предостережение на свой счёт и возвратился домой в задумчивом настроении. 

Возможно, что в этой невинной сказке все перепутано, но министры имели свои основания поговорить с друг с другом так, как о том в сказке говорят. При предварительных переговорах между В.Н. Коковцовым и А.А. Макаровым, когда один из них уже был назначен премьером, а другой был весьма склонен быть назначенным министром внутренних дел, происходил живой обмен взглядов и мнений по вопросу о взаимных отношениях между политикой и делом. Они считали необходимым, во избежание возможных потом разногласий, предварительно обсудить спорные пункты и договориться до полной солидарности. «Россия» не опровергала, что А.А. Макаров вполне согласился с основным положением «программы» В.Н. Коковцова: «Не нужно никакой политики; надо заниматься делом». Подводя итоги к Новому году, премьер не мог не прийти к тому заключению, что А.А. Макаров, получив в своё непосредственное заведование дела внутренней политики, в делах этой политики до сих пор ничего не наладил и ничем себя не проявил. Г. Макарову не пригодились начальник главного управления по делам местного хозяйства, директор департамента полиции и директор канцелярии министра внутренних дел. Обезглавлены главные учреждения министерства внутренних дел. По самым важным отраслям деятельности министерства внутренних дел у А.А. Макарова нет тех испытанных сотрудников, которые прошли такую школу, какую проходили гг. Гербель, Зуев и Кноль. Конечно, он заменит их другими лицами. Но кем? Среди служилых людей не видно выдающихся работников, а люди из так-называемых общественных деятелей являются весьма нежелательным элементом… Что же А.А. Макаров будет делать в новом году со своими новыми и неподготовленными сотрудниками? 

Факты невольно побуждали премьера размышлять в таком порядке в тот момент, когда он ожидал министра внутренних дел с новогодним визитом. Быть-может, у г. Макарова имеются свои деловые планы с весьма деловым и широким содержанием. Но так как он теперь занят таким приступом к делу, как подбор подходящих сотрудников, которым нужно будет приобретать должностную опытность, то деловые планы, даже в том случае, если они уже набросаны начерно, не скоро проявятся в какой-нибудь реальной форме. Время, однако, не ждет. А все главные и более или менее возможные в наши дни преобразования касаются таких вопросов, которые относятся к компетенции министерства внутренних дел. П.А. Столыпин наметил и уже подготовил со своими сотрудниками эти преобразования так, чтобы они подходили к третьей Думе и содействовали развитию «личной инициативы и местной самодеятельности». Теперь подготовленные преобразования А.А. Макаров, очевидно, будет переделывать при содействии своих будущих новых сотрудников. Среди этих почти готовых реформ на первом месте стоит реформа местного управления, земского и городского самоуправления. По слухам, эта важная реформа отложена г. Макаровым в виду предстоящей выборной кампании в Государственную Думу. Ход и исход кампании могут дать богатые и весьма интересные указания на то, как следует организовать всю систему местного управления и самоуправления, чтобы в местной жизни вес и значение упрочились за теми элементами населения, которые являются наиболее устойчивыми в своей трезвости. 

Думаем, что местное управление и местное самоуправление должны быть приспособлены для обслуживания нужд и интересов населения вообще, а не тех или иных угодных элементов. Система местного управления и местного самоуправления, приспособляемая к обслуживанию и главенству немногих «достойных» заботливости и внимания, помешает развитию инициативы и самодеятельности среди населения вообще. 

Откладывать реформу по таким соображениям,— это не значит бросить политику ради интересов дела. Наоборот, на судьбе самого важного дела для нашей внутренней жизни вы видите полное подтверждение того, что основная директива («не надо политики; будем заниматься делом») остается простым программным украшением. А В.Н. Коковцов в Думе высказал свое глубокое отвращение ко всем тем словесным украшениям программ, которые весьма часто забываются и не предназначаются для исполнения. Мы не думаем, что он и свою основную директиву предназначал для забвения. Но если правительство, допустим, будет заниматься организацией всей местной жизни на началах благосклонного отношения к политически угодным элементам, то такая деятельность окажется прямым отрицанием директивы: поменьше политики и побольше дела. В таком случае, на практике мы будем видеть (и уже видим) совсем иное: как можно больше политики во всяком деле. И применение этой перестроенной директивы окажется (и уже оказывается) настолько широким, что все дела могут подчиняться интересам облюбованной политики и надолго задерживаться ради наиболее полного достижения целей этой политики. 

А.А. Макаров слишком углубился в свои замедления с движением неотложных дел, потому что основная директива оказалась для него непосильной. Он признал невозможным вести дела внутренней политики деловым порядком, не подчиняя их полностью целям и интересам той политики, которая подходит к духу переживаемого момента. В сказке говорят о том, что В.Н. Коковцов указал А.А. Макарову на то, что он не приблизился к осуществлению основного пункта деловой «программы» кабинета. Думаем, что и министр внутренних дел, с своей стороны, мог бы спросить премьера: а как же в наши дни надлежит вести дела без политики, подходящей ко вкусам действующих сил переживаемого момента? В.Н. Коковцов, по всей вероятности, не придавала особого значения этому вопросу в тот момент, когда он формулировал свою основную директиву. 


Добавить комментарий

Комментариев пока нет
Яндекс.Метрика