Архивные новости

Новогодние новости.

«Русское слово» №2 от 03 января 1912 года

В.Н. Коковцов потерпел неудачу. А гр. Бобринский одержал большую победу.

Так говорят в Петербурге люди «осведомленные». А люди, претендующие на дальновидную проницательность, утверждают, что они оба одержали общую победу. В.Н. Коковцов в самый решительный момент борьбы за назначение гр. Бобринского членом Государственного Совета передумал и умыл руки. Премьер знал, что непротиводействие в данном случае окажется прямым содействием. Говорят, что и сам г. Бобринский понял, кому он обязан креслом в Мариинском дворце, и поспешил отблагодарить В.Н. Коковцова за оказанное внимание.

Возможно, что в этой версии не все отвечает действительности. Но правые очень хорошо знают, что если бы г. Коковцов решительно противился назначению г. Бобринского, что глава сахарозаводчиков не прочитал бы свою фамилию в числе новых членов Государственного Совета. Не удивительно, что они теперь прониклись особым уважением к премьеру. Гр. Бобринский, гг. Рогович, Иваницкий и Гербель являются для них весьма желанным украшением верхней палаты. Конечно, Государственный Совет и без них сохранил бы свою физиономию, но все таки важно, кого считают достойным занять вакантные кресла в Мариинском дворце. Если бы власть по-прежнему принадлежала П.А. Столыпину,то в Государственный Совет, наверное, нет прошли бы те лица, которые заведомо протянут руку П.Н. Дурново. Возможно, что и сам наказанный устроитель оппозиции покойному премьеру не попал бы в число присутствующих членов Государственного Совета. Ведь гг. Гербель, Рогович и Иваницкий могли быть назначены в Сенат. Это для них прямая дорога в порядке служебного движения. А гр. Бобринский мог бы остаться главой и руководителем объединенных сахарозаводчиков и объединенных дворян.

Возможно, что и не ошибаются те, которые утверждают, что в сложном цензе гр. Бобринского главную роль сыграло руководство объединенным дворянством. Председатель съездов объединенного дворянства, – это в наши дни звучит гордо… Объединенные дворяне поймут, что назначением г. Бобринского им оказано особое внимание. И мы не думаем, чтобы В.Н. Коковцов, по своим взглядам, был склонен игнорировать расположение к нему объединенного дворянства. На последнем съезде объединенных дворян были приняты резолюции, в которых политика покойного премьера подвергалась весьма суровому осуждению. А председатель (гр. Бобринский) был уполномочен ознакомить Государя с резолюциями, принятыми «всероссийским дворянством». Теперь В.Н. Коковцов может быть уверен, что на предстоящем съезде объединенного дворянства председатель сумеет охладить пыл недовольных и убедить их в том, что правительство под руководством нового премьера отнесется с особым вниманием к нуждам и интересам «первого сословия в Империи». Погашение недовольства, и притом далеко не безразличного в наши дни, это – такой тактический прием, которому нельзя отказать в деловой расчетливости. Гр. Бобринскому теперь не до будирования. Он должен расплачиваться по векселям, вытекающим из политики взаимных одолжений.

Чувство признательности заговорит и на тех политических раутах, которые устраиваются во дворце сахарного короля. Гости гр. Бобринского теперь должны помнить о том, что их радушный хозяин не может быть человеком невоспитанным до проявления черствой неблагодарности. Нужна особая осторожность в суждениях о политике того, кто открыл гр. Бобринскому доступ в Мариинский дворец. Неудивительно, что для бесед на предстоящих раутах будет намечена новая программа самого безобидного характера. Острые вопросы на злобу дня исключаются. На первом месте будут стоять вопросы о принципах и исторических началах консервативной политики. Это – единственная тема, которая осталась у английских лордов, скорбящих о былой роли верхней палаты английского парламента. Гр. Бобринский знает, что при теперешних вкусах людей из «порядочного общества» «англизирование» (да еще на манер самих лордов) будет иметь несомненный успех.

В.Н. Коковцов будет спокойно сидеть за делами в своей скромной казенной квартире в полной уверенности, что в роскошном палаццо гр. Бобринского наши лорды стремятся перещеголять самих английских лордов в принципиальном обосновании начал консервативной политики. Невинное занятие. А какая благоприятная почва для развития самых горячих и страстных споров. Большой удар для той боевой тактики, которую вел П.Н. Дурново ради текущих злободневных требований ретроградства. Г. Коковцов имел свои основания передумать и не противиться назначению гр. Бобринского в число членов Государственного Совета. П.Н. Дурново не пойдет под команду гр. Боьоринского. А гр. Боьринский не пойдет под команду теперешнего лидера правых в верхней палате. Он сам пожелает стать во главе своих друзей, собирающихся на его политических раутах. Ценз на лидерство не равный. П.Н. Дурново все таки выслужившийся чиновник, без громкой фамилии, с самым скромным общественным положением. А гр. Бобринский, это, действительно, – лорд первого ранга во всех отношениях. Сановные и важные дворяне, заседающие в Государственном Совете, несомненно, признают, что председатель объединенного дворянства – прямой лидер дворян верхней палаты.

Пропустив гр. Бобринского в Мариинский дворец, В.Н. Коковцов подготовил обезличение П.Н. Дурново. Это – такая победа, которой позавидовал бы и покойный П.А. Столыпин.


Добавить комментарий

Комментариев пока нет
Яндекс.Метрика