(По телефону от нашего петербургского корреспондента).
Открывшаяся сегодня (т.-е. 10-го января) новогодняя сессия петербургской судебной палаты целиком посвящена грандиозному процессу о злоупотреблениях в правлении стяжавшей себе печальную известность волго-бугульминской железной дороги и в правлении петербургского частного коммерческого банка. Злоупотребления эти прямо колоссальны. На каждой из 105 страниц обвинительного акта мелькают противозаконно выданные и преступно присвоенные десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей. Даже трафаретно-краткие заключительные пункты обвинительного акта («на основании изложенного, такой-то обвиняется в том-то») и те занимают свыше 20-ти печатных страниц.
На скамье подсудимых 13 человек, принадлежащих к разным слоям общества: от сановника до простого мещанина. Четырнадцатый обвиняемый, Владимир Нератов, один из главных деятелей волго-бугульминской эпопеи, недавно умер и, таким образом, избег «суда земного».
Ст. сов. Владимир Анатольевич Нератов, – родной брат товарища министра иностранных дел, – бывший директор правления общества волго-бугульминской железной дороги, был предан суду вместе с двумя другими братьями, тайн. сов. Дмитрием и отст. войсковым старшиной Борисом Анатолиевичами Нератовыми, из которых первый состоял председателем правления упомянутого общества, а второй – главным агентом по отчуждению имуществ.
Рядом с Нератовыми занимает скамью подсудимых состоявший председателем правления и директором-распорядителем петербургского частного коммерческого банка тайн. сов. В. Я. Голубев, брат вице-председателя Государственного Совета.
Тут же и другие представители того же банка: член правления А. А. Бернард и товарищи директора – Л. Э. Сиферт и О. О. Липне.
Одним из более привилегированных подсудимых является главный инженер волго-бугульминской дороги с. с. С. А. Н. Александров, вместе с которым привлечен также работавший по подрядам инженер путей сообщения П. В. Вилейшис, который скомпрометирован присвоением сравнительно ничтожной для этого процесса суммы – 100 тыс. руб.
Группа фиктивных подрядчиков представлена д. с. c. Пыхачевым, неким Цильбаумом и мещанином Алексеевым, который когда-то был крепостным у родителей Нератовых и вот уже 30 лет управляет их родовым имением «Поповка», при деревне Славкино, Самарской губернии.
Привлечен к делу также и кандидат в члены правления волго-бугульминской дороги, сподвижник Нератовых – Н. С. Сперанский.
Самая маленькая роль в процессе отведена некоему Лернеру, которому инкриминируется лишь один случай пособничества главному инженеру Александрову в присвоении 46 тыс. руб. выдачею фиктивной расписки.
Начало уголовщины.
Истории хищений в волго-бугульминской панаме предшествовало следующее введение.
13-го июля 1899 года было Высочайше учреждено общество для сооружения и эксплуатации ширококолейного подъездного пути от слободы Часовенской, расположенной на левом берегу Волги, против города Симбирска, до посада Мелекеса, под наименованием «общество мелекесского подъездного пути». Учредителями этого общества были д. ст. сов. Д. А. Нератов, инженер путей сообщения ст. сов. А. Н. Александров и двор. В. Д. Колбецкий, впоследствии умерший. Финансовое положение этого общества пришло вскоре в расстройство, так как хотя его облигации в сумме 2.132,000 рублей и были реализованы полностью, но по акциям было внесено в кредитные учреждения вместо 800,000 руб. лишь 430,000 руб., а остальная сумма акционерного капитала внесена не была, несмотря на данные обществу льготы. В виду этого и плохой доходности самого пути по открытии на нем движения, общество прекратило платежи по облигациям, казне принадлежащим, в сумме 1.826,000 руб., а также не уплачивало в казну разного рода сборов, всего в сумме 579,823 руб. 87 коп.
Такое положение продолжалось до 1906 года, когда группа предпринимателей возбудила в министерстве финансов ходатайство о разрешении образовать новое общество как для эксплуатации уже существовавшего мелекесскаго пути на протяжении 86-ти верст, так и для постройки дороги, которая служила бы продолжением первого пути от станции «Мелекес» до Бугульмы и далее до станции «Чишмы», причем предприниматели указывали, что этот новый путь будет настолько выгоден, выпрямляя великий сибирский путь от Симбирска до Уфы, что общество, улучшив свое финансовое положение, будет в состоянии не только оплачивать %% по облигациям, но, несомненно, даст хороший дивиденд по акциям.
На втором заседании комиссии о новых железных дорогах председатель правления общества мелекесскаго пути Дмитрий Нератов возбудил 14-го ноября 1906 года ходатайство от имени общества о предоставлении последнему постройки и эксплуатации линии Мелекес -Бугульма. Так как Нератов предложил более выгодные для казны финансовые условия сооружения линии Мелекес – Бугульма, чем вышеназванные предприниматели, то комиссия единогласно постановила предоставить постройку и эксплуатацию данной линии обществу мелекесского пути.
В 1907 году быль Высочайше утвержден устав общества бугульминской железной дороги, переименованного впоследствии в общество волго-бугульминской жел. дор. Согласно этому уставу, обществу предоставлялось построить железнодорожную линию от Мелекеса до Бугульмы и эксплуатировать как ее, так и существующую уже линию Часовня – Мелекес, а равно предоставлялось выпустить акции 2-го выпуска на 1.217,800 руб. номин. и на 13.095,000 рублей номин. 4½ % гарантированных правительством облигаций.
Вместе с тем общество обязано было в течение 6-ти месяцев со дня утверждения министром путей сообщения расценочной ведомости полностью реализовать по нарицательной цене акционерный капитал и вырученную сумму 1.217,800 руб. внести в кредитные установления в распоряжение министерства финансов. Только после этого общество приобретало право приступить к реализации привилегированных облигаций на сумму 13.095,000 руб., каковую сумму также надлежало внести в кредиты учреждения в распоряжение того же министерства.
Еще до утверждения расценочной ведомости линии Мелекес – Бугульма правление волго-бугульмского общества, в лице председателя Дмитрия Нератова, имевшего от правления полномочия, вступило в переговоры с иностранными кредитными учреждениями, главным образом с лион-марсельским банком в Париже о реализации акционерного и облигационного капиталов общества при посредстве петербургского частного коммерческого банка. Уже с конца 1907 года председатель правления общества волго-бугульминской жел. дор. Дмитрий Нератов неоднократно обращался в этот банк с предложением принять на себя реализацию акций 2-го выпуска Волго-бугульминской жел. дор. на 1.217,800 руб. За участие в реализации акционерного капитала Дмитрий Нератов обещал правлению банка, кроме 30,000 руб. комиссионного вознаграждения, внести в банк вкладом значительную часть облигационного капитала общества за невысокий %, сроком на два года.
В то время денежные дела частного банка находились в плачевном состоянии. Денежная наличность его была столь незначительна, и кредит его настолько слаб, что он не только не мог своими средствами реализовать акционерный капитал бугульминского общества, но, желая реализовать собственные новые акции в парижских банках, потерпел полную неудачу. Тогда Дмитрий Нератов предложил банку фиктивно реализовать, при его участии, акции путем размещения их между Путиловским и Русско-бельгийским заводами, которые, будто бы согласились принять эти акции в счет платы за сделанные обществом волго-бугульминской дороги заказы.
Предложенная Дмитрием Нератовым финансовая операция представлялась банку выгодной, и последний, после долгих переговоров, пошел навстречу предложению Нератова. С этой целью, Дмитрий Нератов, действовавший на основании доверенности правления общества, при посредстве с.-петербургского частного банка, в лице председателя правления банка Валентина Голубева и члена правления Александра Бернарда и при содействии комиссионера Леона Лилиенштерна, вступил в переговоры с иностранными банками, а главным образом с лион-марсельским банком в Париже о реализации акционерного капитала бугульминскаго общества. Лион-марсельской банк согласился реализовать облигационный капитал бугульминского общества в сумме 13.095,000 руб. и открыл кредит частному банку на его надобности в 3 милл. франков под торговые векселя. При этом лион-марсельский банк изъявил согласие принять в обеспечение этой суммы векселя общества Волго-бугульминской жел. дороги и заводов петербургского строительного и либавского, Беккера. Действительно, эти 3 милл. франков поступили в петербургский частный банк разновременно.
В то же время, с целью показать акционерный капитал реализованным, главный инженер по сооружению волго-бугульминской железной дороги Александров, заключил в феврале 1908 года договоры на поставку вагонов и паровозов с Путиловским заводом и на поставку рельсов с Русско-бельгийским заводом. По этим договорам, Путиловский завод, в виде аванса, получал на 545,000 руб. временных свидетельств на акции волго-бугульминской железной дороги, а Русско-бельгийский – тех же свидетельств на 572,000 руб., а всего – на 1.217,000 р. Вместе с тем Александров заключил с обоими заводами дополнительные секретные договоры, из которых явствовала фиктивность «реализации» акционерного капитала.
Вмешательство Министерства финансов.
Между тем, до сведения министерства финансов стали доходить сведения о состоявшейся, будто бы, за границей подписке на облигации общества. Но так как выпуску облигаций должна была предшествовать реализация акций, то особенная канцелярия по кредитной части в марте 1908 года обратилась к Дмитрию Нератову с письменным запросом об уведомлении, какие меры приняты правлением общества для исполнения требования устава о реализации акционерного капитала, а также для внесения выручки от облигационного займа в распоряжение министерства финансов.
Д. А. Нератов представил кредитной канцелярии письмо петербургского частного коммерческого банка от 14-го марта 1908 года с уведомлением, что «акционерный капитал второго выпуска общества волго-бугульминской железной дороги на нарицательную сумму в 1.217,800 руб. полностью реализован». Письмо подписано товарищами директора Сифертом и Липне. Банк, с своей стороны, подтвердил верность изложенного в письме. Нератов не стал ждать разрешения министерства, а вступил с иностранными банками в переговоры о реализации облигаций.
Реализовать облигации согласился парижский банкирский дом Гиршлер и Ко по курсу 72% за 100, а комиссионер должен был получить 3%.
Между тем, правительство, давая согласие на реализацию, потребовало, чтобы облигации были реализованы 80% за 100. Д. А. Нератов уведомил министерство, что на таких условиях облигации и реализованы, вслед за этим из 80%, долженствовавших поступить в кассу банка полностью, выдал 1.363,191 р. под видом комиссионных.
В дальнейшем злоупотребления Нератовых, Александрова и других множились бесконечно.
Прежде всего, фиктивные счеты, расписки. Этим путем присвоили: Дмитрий Нератов около 1½ миллиона денег, принадлежавших обществу волго-бугульминской дороги, инж. Александров – 83 тысячи, Сперанский – несколько тысяч и т. д.
Далее – фиктивные контракты с подрядчиками и рядчиками. В роли этих последних выступали подставные лица, как, например, бывший крепостной Нератовых Алексеев. Подряды заключались по ценам, по ценам, превышавшим рыночные. За вознаграждение подрядчики отказывались от подрядов в пользу настоящих рядчиков, и это вознаграждение делили с Нератовым, Александровым и др. Не брезгали обвиняемые и дутыми счетами, которые, по соглашению с ними, представлялись рядчиками. Убытки, причиненные обществу волго-бугульминской дороги злоупотреблениями этого рода, превышают миллион руб. От своего брата Дмитрия не отставал и Борис Нератов. Ведая дело отчуждения земель для надобностей дороги, Борись Нератов, при содействии брата, Александрова и др., прибегал к всевозможным махинациям. Так, гр. Голенищев-Кутузов уплатил обществу 3,000 руб. за постройку станции на его земле и безвозмездно отвел землю под постройку. По книгам же дороги значилось, будто гр. Кутузову уплачено за землю 2,000 руб. Точно так же некоему Павлову за снос завода уплатили всего 4,000 руб., а в книгах было указано, будто Павлову уплачено 51,500 руб. Излишек присвоили себе гг. Нератовы и Ко.
Подсудимые разместились в три ряда. На верхней и средней эстрадах усажены наименее видные деятели волго-бугульминской панамы. Под стражей доставлен только один подсудимый – главный инженер волго-бугульминской дороги Александров.
Дело слушается под председательством сенатора Крашенинникова. Обвиняет товарищ прокурора палаты Вибер.
Гражданский иск предъявлен в сумме 5.000,000 р. нынешним правлением дороги к подсудимым, входившим в состав прежнего правления. Гражданский иск поддерживается присяжными пов. Бибиковом, фон-Бринкманом и помощником прис. пов. Красиковым.
В защите наиболее видных подсудимых принимают участие гг. Маклаков, Булат, Сыртланов, Гольдштейн. Казариновы, Бобрищевы-Пушкины отец и сын, Рейнбот и др.
Любопытны автобиографические сведения, данные некоторыми из подсудимых.
Действительному статскому советнику Д. А. Нератову 56 лет. Некогда он служил обер-секретарем Сената. Бор. Ператову-54 года. Окончил курс пажеского корпуса и служил в лейб-гвардии Конном полку. Сперанский состоял секретарем при обер-прокуроре Сената, а затем служил чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел. Т. с. Голубев, 59-ти лет, окончил курс Императорского Александровского лицея, в последнее время состоял членом совета министра финансов и государственную службу совмещал с должностью председателя правления и директора-распорядителя петербургского частного коммерческого банка. Директор того же банка Бернард, 63-х лет, окончил курс того же Александровского лицея, служил по министерству юстиции и был в Москве присяжным поверенным. Очень скромным относительно себя оказался инженер путей сообщения Вилейшис, ответивший на вопрос о занятиях одним словом – подрядчик.
Из числа вызванных не явились некоторые очень интересные свидетели по делу: адъютант военного министра полк. Воейков, жена Бориса Нератова Мария Александровна, граф Франсуа де-Шевильи, финансист-комиссионер Лилиенштерн и другие.
В сегодняшнем заседании было несколько моментов, когда казалось, что процесс будет сорван. Частные прения по вопросу о возможности слушать дело затянулись до вечера, и палата, признав, что дело должно слушаться, объявила перерыв до следующего дня. В завтрашнем заседании палата приступит к чтению обвинительного акта.