25.11.2024

Изображение сгенерировано нейросетью

«Русское Слово» №7 от 10 января 1912 года

В воскресенье в Бронницах произошел большой пожар. Огонь уничтожил линию домов на Базарной площади, между Дворянской и Московской улицами. Между прочим, сгорела дотла городская управа, погибли общественная библиотека и городской архив. Убытка заявлено свыше 70,000 р.

Пожар начался рано утром, когда большинство обывателей еще спало. Около пяти часов утра старший городовой, обходя город, заметил огонь над домом Бобкова, на углу Дворянской ул. и Базарной площади. Городовой дал свисток. Поднялась тревога, ударили в набат.

Город сразу проснулся. Народ толпами бросился к площади. Как оказалось, от неизвестной причины загорелась прачечная, примыкающая к трактиру Бобкова. Пламя, раздуваемое сильным ветром, быстро охватило ветхое здание прачечной и перекинулось на соседний дом Обухова, который вспыхнул как свечка. Живущему в этом доме прапорщику Фомчику пришлось спасать свою семью уже с опасностью для жизни.

На тушение пожара прибыли городская пожарная команда и вольная дружина. Но, к, сожалению, то и другое для Бронниц только громкие слова. В городской пожарной команде числится всего 7 пожарных, из них 6 несут обязанности водовозов. Вольная же дружина совсем не сорганизована, и, как выразился один из обывателей, лучше бы их совсем не было, – больше проку было бы.

Тем не менее, эти пожарные вступили в борьбу с огнем. С самого начала обнаружилось, что бороться бесполезно. От сильного 15-градуснаго мороза вода замерзала в клапанах пожарных машин, и они одна за другой выбывали из строя.

Видя, что пожар принимает угрожающие размеры, уездный исправник А. И. Крамаренко распорядился вызвать пожарные машины из ближайших селений и спасать дела городской управы. Деревенские пожарные машины оказались в еще более плачевном положении, чем, городские. Машины прибыли с замерзшими уже рукавами и оказались совсем негодными к употреблению.

Между тем, огонь охватил здание городской управы. Для тушения были вызваны стражники и солдаты конвойной команды. Распространению огня много способствовал тип построек, возведенных здесь вопреки всем противопожарным правилам. Постройки нагромождены одна на другую, и, в довершение несчастья, дома были соединены деревянными крытыми галереями, которые сыграли роль зажигательного шнура. По галереям огонь, подгоняемый ветром, пожирал один дом за другим.

Обыватели Бронниц применили последнее испытанное средство, — пытались тушить пожарь снегом. Но и это не помогло.

Вот вспыхнул последний дом Соколова, на углу Московской улицы, и пламя стало перебрасываться дальше, на другую линию домов. Но в это время ветер изменил свое направление, и огонь пошел назад к пожарищу, охватив уцелевший каким-то чудом дом Бобкова, откуда начался пожар.

Воспользовавшись тем, что одно время, благодаря ветру, жар схлынул на площадь, пожарные поставили сюда машины, и тогда явилась возможность начать ими работать.

К 10-ти час. утра огонь удалось локализовать настолько, что исправник телефонировал московскому губернатору, что опасность миновала.

Сейчас площадь еще освещается красными отблесками пламени догорающих домов. Среди безобразно торчащих стен то там, то здесь фейерверком вспыхивает огонь. Развалины дымятся.

На вопрос, почему не приняты меры к дальнейшему тушению пожара, так как огонь еще не погас, обыватель лениво ответил:

– Да, ведь, чтобы погасить, нужно растаскивать, а кто же будет растаскивать? Пускай горит хоть до весны.

Сила ветра во время пожара была такова, что горящие головни несло далеко за город, а в самом городе большинство крыш подернуто серым налетом пепла.

Как говорят, почти все текущие дела городской управы удалось спасти. Для спасения же архива не хватило времени.

Большим ущербом для города является гибель библиотеки. Это было единственное место, где обыватели могли получать кое-какие книжки. Теперь все книги библиотеки частью превратились в кучу золы, частью настолько испорчены, что уже не годятся для чтения. Но Бронницы все же не особенно унывают. Обывателей более заботит мысль, что сгорела единственная в городе булочная-кондитерская:

– Это «посущественнее» книг, – говорят они.

Городская управа временно помещается в доме городского старосты. Все постройки были застрахованы в 60,000 р.


От сильного жара во время пожара, когда горела булочная, помещающаяся в доме Соколовой, проходившие здесь телефонные провода линии Москва-Коломна-Зарайск расплавились, и телефонное сообщение было прервано. Восстановить его удалось лишь поздно вечером.


Добавить комментарий