В статье «Хей-хэʼский даотай Чжан», напечатанной в воскресном номере «Эхо», сообщается о первых дипломатических шагах нового носителя административной власти в соседнем с нами Айгунском даотайстве. Эти дипломатические шаги делового характера были направлены к тому, чтобы поднять вопрос о необходимости представления правобережным сахалянским купцам права на беспошлинный вывоз на наш берег находящихся в их складах товаров китайского производства, завезенных в Сахаляне еще до закрытия 50-верстной полосы, т. е. до 1 января текущего года.
Необходимость и справедливость представления такой льготы со стороны русского правительства сахалянским купцам Чжан мотивирует ссылкой на то, что введение пошлинного обложения застало их врасплох и, тем самым, вносит расстройство в коммерческие дела в Сахаляне.
Автор статьи призывает, в заключение, к освещению на страницах местной прессы вопроса о льготах сахалинским коммерсантам, поднятого Чжаном на обеде у пограничного комиссара.
Нет никакого сомнения в том, что представление некоторых временных льгот очутившейся в затруднительном положении сахалянской торговли, с точки зрения желательного укрепления местных добрососедских и доброжелательных взаимоотношений с правым берегом, должно быть встречено сочувственно. Если бы даже такие льготы и не вполне отвечали интересам русской торговли, их следовало бы все таки допустить, как вносящие до некоторой степени смягчающую, освежающую струю в достаточно, все-таки натянутые и омраченные за последнее время наши отношения с правобережными соседями.
Мы допускаем возможность направления местной властью поднятого Чжаном вопроса на разрешение Петербургского правительства, быть может, даже с благоприятным заключением. Ведь известно, что носители русской правительственной власти в Амурской области являются сторонниками дружелюбных, добрососедних отношений к правобережному китайскому населению и их властям.
Но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что вряд ли представление о льготах сахалянским купцам, если таковое направлено в Петербург, может рассчитывать на успех в высш. правительственных сферах.
Прежде всего, мотивировка необходимости оказания таких льгот, приводимая Чжаном -ссылка. на внезапн., закрытия 50 верстной полосы – является в высшей степени не обоснованной.
Помимо ноты 24 августа прошлого года, с которой текстуально ознакомил г. Чжана пограничный комиссар подполковник Спешнев, состоялось особое постановление Совета Министров, Высочайше утвержденное 10 сентября 1912 г., в силу которого на обязанность русскому министру иностранных дел было предоставлено заявить китайскому правительству об отмен с 1 января 1913 г. льготной 50 верстной полосы. Это заявление было своевременно сделано российским посланником в Пекине.
Затем распоряжение о предстоящем закрытии с 1 января льготной полосы у нас, на месте, распубликовано еще в половине декабря прошлого года. Сахалянские коммерсанты имели полную возможность свои товары, предназначенные к водворению в Амурскую область, перевезти заблаговременно в Благовещенск, заарендовав для этого соответствующие помещения.
Несомненно, что при обсуждений вопроса о льготах сахалянским коммерсантам в Петербурге, со стороны центрального таможенного ведомства последует весьма веское возражение даже чисто технического характера.
Как установить, какая часть товаров завезена в Сахаляне до 1 января? Признают ли китайские власти право русской таможни перейти на правый берег для расследования этого вопроса.
Ведь уже истек поч. мес. со дня фактического уничтожения льготной полосы. И приходится сказать, как бы ни были искренни порывы доброжелательства и добрососедства со стороны местной дипломатии, весьма трудно рассчитывать на успешное завершение первого шага нового даотая Чжана, сделанного на обеде у пограничного комиссара.