Очередной международный вопрос – это: Раздел Турции.
Для Европы Оттоманская империя представляет из себя в настоящий момент ни более, ни менее, как большой пирог, который надо разрезать на куски и при том с таким расчетом, чтобы каждой державе досталась соответствующая порция, и никто не был обделен. Даже болгарам, сербам и черногорцам надо бы дать по корочке.
– Поминайте, дескать, покойника!
Но на конференции, без которой дело не обойдется, вопрос этот поставлен будет несколько иначе:
– Зачем рубить под корень корявое дерево! – скажет немецкий садовник. – Лучше оборвать его засыхающие сучья, остричь дерево – оно опять разрастется.
– Зачем делить – отдайте все мне в аренду, – предложит какая-нибудь анонимная бельгийско-английская компания всемирных арендаторов.
– Господа! Не проще ли всего, – предложит глубоко-миролюбивая и широко-уступчивая русская дипломатия, – наделать билетиков и разыграть всю целиком эту самую Турецкую Порту в лотерею? Кому достанется – тот и владей!
И пока этот вопрос так или иначе разрешится, Турция долго еще будет висеть на волоске.
Махмуд-Шевкет-паша, единственный властный генерал в турецкой армии и обладающий твердостью характера генерала Думбадзе, однако, не верит в прочность волоска и поспешил с него сорваться.
Ушел в отставку и благодушно теперь заявляет, что он никогда не принадлежал ни к какой партии и никаких политических целей не добивался.
Спихнул с трона Абдул-Гамида, засадил его в тюрьму, разъединил комитет «Единения» и еще говорит:
– О, я никогда ни к какой партии не принадлежал!