22.11.2024

Возгоревшийся было конфликт между Черногорией и Турцией, по-видимому, уладился мирным образом. Не взирая на кровавые пограничные столкновения солдат обеих стран, конфликт не обострится до войны и пограничное недоразумение будет улажено путем мирных переговоров и взаимных уступок.

Россия может только приветствовать уступчивость, проявленную королем Черногории, отозвавшем свои войска с турецкой территории, так как вопрос о спорных приграничных землях не следует решать при помощи пуль, ружей и пушек. Война Черногории с Турцией была бы опасной искрой, которая подожгла бы пороховой склад, каким, выражаясь метафорически, является Балканский полуостров.

Европейские великие державы, в их числе Россия, не перестают давать советы Черногории и Турции относительно необходимости соблюдения того равновесия, которое кое как существует на Ближнем Востоке. Россия, будучи традиционным другом и верной защитницей Черногории, как известно, не раз в прошлые годы грозила ультиматумами Порте, когда Турция покушалась на права черногорского народа. Ныне неправою, кажется, была Черногория и вполне естественно, что ей было дано понять о необходимости не обострять конфликт далее, но, само собой разумеется, совет дан с соблюдением всех дипломатических доброжелательных тонкостей, так что Черногория не может считать себя обиженной.

Не сгущать грозовую атмосферу на Балканском полуострове – даже полезно и Турции, и Черногории, так как в случае внезапной грозы пострадают интересы главным образом этих стран, вовлечение которых в борьбу выгодно лишь Австрии, мечтающей о новых операциях в духе знаменитой аннексии Боснии и Герцеговины.

Черногории тем легче было проявить уступчивость, что все преимущества положения на ее стороне. Ведь раздираемая внутренним кризисом и внешней с Италией войной современная Турция не может надеяться на успешный исход борьбы с геройским, храбрым, сплоченным черногорским народом. К тому же географическое положение Черногории таково, что самая победоносная армия (а к таковой нельзя причислять турецкую) не в состоянии проникнуть в горы королевства Николая Негоша. Наоборот, смелые отряды черногорцев весьма легко могут наводнить соседние турецкие области и поставить в критическое положение Порту путем оказания активной помощи албанцам, продолжающим требовать самой широкой автономии для их страны.

Турция все это прекрасно понимает и охотно согласилась передать пограничные с Черногорией споры на обсуждение особой следственной комиссии. Желательно было бы, чтобы турецко-черногорская комиссия, наконец, придумала компромисс, могущий устранять впредь пограничные кровавые столкновения, происходившие из-за того, что албанцы, живущие в Черногории, привыкли считать своими те зимние пастбища, которыми они владели с незапамятных времен и которые по берлинскому трактату были включены не в состав Черногории, а в состав Турции, отчего создалась приграничная неразбериха, ежегодно в течение ряда лет влекущая за собой пограничные конфликты.

Чуть не обострившимся конфликтом между Турцией и Черногорией весьма хотела бы воспользоваться Болгария, чтобы поставить ребром вопрос о Македонии. Но великие европейские державы сдерживают пыл софийских политических деятелей и убеждают их не раздувать печального события в городе Качаник, где младо-турки учинили погром христиан-болгар.Ныне можно определенно сказать, что благие советы благоразумия оказали действие на Цетинье и на Софию. Вооруженный конфликт Черногории и Болгарии с Турцией отвращен и, следовательно, вновь отложено на неопределенное время решение всего ближне-восточного вопроса, то решение, которое Россия и ее политические друзья считают весьма нежелательным при существующих теперь в Европе политических комбинациях.


Добавить комментарий