30.10.2024

Изображение сгенерировано нейросетью

«Эхо» №1242 от 27 января 1913 года

Председательствующий Волконский заявляет, что в прошлом заседании им было дано слово отцу Митроцкому по внеочередному заявлению; я был прав, говорит Волконский, когда после этой речи не дал слова члену Думы Керенскому, но был безусловно не прав, не остановив своевременно отца Митроцкого согласно статье 120 наказа, и сожалею, что не остановил его во время. (Рукоплескания).

Оглашаются поступившие дела, в числе коих заявление националистов об обращении к министру внутренних дел за разъяснениями по вопросу о времени внесения в Думу проекта устава о земских гужевых дорогах, и почти без прений принимается ряд мелких законопроектов.

В ложе министров – министр просвещения и управляющий министерством внутренних дел. Председательствует Родзянко. На очереди разъяснения министра просвещения по вопросу о собрании в декабре в частной гимназии в Петербурге учащихся в средних школах и аресте участников собрания.

Министр просвещения, останавливаясь на происшедшем, предлагает войти в положение родителя, которому мерещатся призраки других сходок, которые, может быть, ожидают его сына в университете; министр спрашивает, что должен был бы сделать этот родитель, если бы хотел предупредить сходку? Запретить сыну посещение сборища, быть может, он не мог бы, потому что известно, что родительская власть в наше время сокращается; если бы родитель предупредил гимназическое начальство о сходке, быть может, ему сказали бы, что он напрасно вмешивается, что там готовится литературный вечер; обратиться в управление округа или министерство родитель не мог бы потому, что 9 декабря было воскресенье.

Очевидно, ему пришлось бы обратиться к органу государственной власти, который не знает отдыха, к которому все обращаются, когда не в состоянии домашними мерами защитить свое имущество, личность или семью.

Министр указывает, что 9 дек. полиция застала в помещении гимназии собрание 34 юношей, из коих два были посторонних, именно юношами вышедшими из учебного заведения и желающими затем принадлежать к школьной организации. Полиция наша доказательство существования этой организации, найден устав ученического союза, и поэтому произведены были обыски в гимназии и квартирах присутствующих. 12 воспитанников были выпущены из гимназии немедленно, остальные 22 были переведены в полицейское помещение и выпущены по мере получения сведений; только трое более зрелых задержаны были больше 24 часов, а 11 дек. все ученики были освобождены. Все допрошенные ученики признали, что организация существовала, что раньше собирались, и большинство признало, что шли 9 дек., зная, что эта организация созывает их на заседание. 

Показания одного из учеников свидетельствуют, что сначала привлекали в организацию обещанием составить кружок самообразования. Потом обнаружилось, что предполагалось привлечь к борьбе со школьными порядками и, наконец, приманкой являлось участие в политической организации. Найденный при обыске материал совершенно подтвердил эти показания. Найдены прокламации, в которых говорится о необходимости протестовать против школьного гнета и против всего государственного строя; захвачены номера еженедельной нелегальной ученической газеты.

Доныне поступают из всех округов сведения тождественного характера. Так, в Полтаве обнаружен кружок учащихся, именовавшийся автономной группой социалистов- революционеров; в Одессе обнаружено существование нелегальных кружков учащихся старших классов и посторонних лиц. Следовательно, заключает министр, не подтверждаются предположения члена Думы Ковалевского, говорившего, что власть сама приобщает мальчиков к кругу лиц, прикосновенный к преступной деятельности.

Правительство не может допустить этого похода против средней школы, правительство не может считать правильным порядок, когда учащийся учит учащего. (Рукоплескания националистов и правых). Министр считает доказанным, что происшедшее является не ошибкой полиции и власти, результатом организации давно существующей. Что касается задержанных в гимназии Витнер, то половина из них после рассмотрения степени их виновности педагогическими советами, на днях будет возвращена к занятиям, а из другой половины часть получит право сдавать экзамены в конце года, или перейти в другие школы петербургского округа. Правительство считает нормальным порядок, глубокую постоянную работу и дружный труд учащих и учащихся. Этим путем оно считает возможным поддерживать и поднимать школу и достичь целей, для которых она создана. В данном случае правительство считает нормальным охранять порядок школьной жизни от нелегальных газет, кружков, сходок и собраний, где учащиеся подвергают обсуждению вопросы, для которых еще не созрели. (Голоса справа: браво)!

По поводу заявлений что только родительские комитеты могут восстановить правильную жизнь, министр полагает, что нужно поставить вопрос в другой форме и спросить, могут ли родительские комитеты помогать правительству в борьбе с нелегальными организациями и сходками. Ссылаясь на сообщения, поступившие из различных учрежденных округов, министр указывает, что в прошлом родительские комитеты неоднократно входили в педагогические советы с постановлениями о введении антивоспитательных противозаконных организаций, разрешений сходок и ученических организаций и, следовательно, выводы прошлого в этом смысле мало утешительны.

В связи с этим министр считает нужным коснуться утверждений будто он уничтожил родительские комитеты. Министр заявляет, что формально этого не было. Приведя данные о колоссальном абсентеизме членов родительских комитетов он указывает, что был лишь поднят необходимый кворум. Спрашивая чем объясняется этот абсентеизм, министр говорил: быть может тем, что отдавая сына в учебное заведение родители тем самым оказывают доверие ученому заведению, но многие отрицают существование этого доверия и говорят охотно о розни; однако по мнению министерства несомненная связь между школами и населением всегда существует и постоянно их сближает. 

Нужно думать, заканчивает министр, что здравый смысл всегда побеждает в человеке. В данном случае родительская любовь, которая подсказывает защиту настоящих интересов детей, должна их убедить, что нить разлада между семьей и школой, нить розни между семьей и государством. (Рукоплескания на скамьях правых и националистов. Шум слева).

Шингарев находит, что не было никакой необходимости стремиться уловить данную гимназическую организацию, было достаточно принять лишь меры предупреждения. Во всех действиях министерства просвещения нить теплого, любовного отношения к детям; считать полицию и охрану единственными надежными силами – значит извращать понятие государства. Заявление министра, что правительство не допустит политических собраний в средней школе, это только могущественный широкий жест, ибо все эти непорядки существуют и будут существовать, пока будут царить нынешние условия.

Напоминая Высочайшие предуказания, данные бывшему министру просвещения Ванновскому, оратор особенно подчеркивает основную мысль этих предуказаний, что настроение в школе ведет к потрясению государства; оберегать школу, значит оберегать целость государства. Оратор решительно отказывается верить, что разъяснение министра является ответом всего объединенного правительства; оно слишком расходится с декларацией председателя Совета Министров, противоречить оно также и словам нового управляющего министерством внутренних дел, призывавшего к укреплению государственной власти сильной, благожелательной, свободной. Наши дети, заканчивает Ширингев, надежда отечества.. Мы не будем убивать и кромсать их душу и не можем приносить их в жертву чиновничьей карьере (Продолжительные рукоплескания слева и в центре).

Ковалевский подробно обосновывает тезисы, предлагаемой октябристами формулы перехода, в которой отмечается, что всякое вовлечение учащихся в средней школе в политическую борьбу гибельно для духовного развития молодых сил России и вредно для нормального течения общественной жизни; что необходимо, при своевременной осведомленности властей о нежелательных явлениях в средней школе, принимать предупредительные меры и не выжидать, пока явления эти примут нетерпимый характер. Далее оратор от имени октябристов решительно высказывается против применения к учащимся полицейских мер, вместо естественного педагогического воздействия; признает антипедагогической медленность, с которой решается судьба удаленных из учебных, заведений и высказывает пожелание о немедленной ликвидации происшедшего случая в благожелательном для учащихся смысле. (Рукоплескания).

Барышников заявляет, что тревога русского общества не рассеялась после разъяснений министра, наоборот – эта тревога может лишь увеличиться, ибо в конце концов министр не привел никаких фактов; он пытался представить действия незрелой молодежи в виде преступной политической организации, и говорил о юношах так, как будто н шла о закоренелых преступниках; о многих фактах министр умолчал. Общественное мнение не может вознаградить учеников за перенесенные ими нравственные страдания, но должно решительно осудить политику министерства, приняв формулу, предложенную октябристами.

Янушкевич указывает, что министр стремится уничтожить всякое проявление самостоятельного развития учащихся. Дума должна протестовать против попыток министерства наложить свои руки не только на физическое состояние, но и на душу учащихся.

Иванов, подробно критикуя речь министра, полагает, что даже в эпоху толстовского режима условия пребывания в средней школе были счастливее, чем теперь. Оратор предлагает выразить решительное неодобрение нынешней политике министерства просвещения.

Ягодинский, критикуя режим, господствующий в средней школе, вызывающий уже 40 лет ропот со стороны общества, и находя, что в школе дети больше мучатся, чем учатся, следствием чего является враждебное отношение к педагогическому персоналу, полагает, что на этой почве естественно и возникают нежелательные организации. Оратор находит, что в отрицательных явлениях школьной жизни виновно больше ведомство, чем дети. (Рукоплескания слева).

Прения по разъяснению министра прерываются.

Оглашается вопрос председателю Совета Министров и военному министру по поводу взрывов на Охтенском заводе 17 декаб. 1912 г. и 3 янв. 1913 г.

Пуляков, поддерживая спешность, подчеркивает, что только случайно размеры несчастья не оказались несравненно большими. Усиленная потребность военного ведомств взрывчатых веществах вызывает переполнение мастерских взрывчатыми веществами и усиливает опасность новых взрывов.

Вишневский полагает, что пора обратить внимание на ужасы, случающиеся на заводах, и находит, что действительно жизнь рабочих не обеспечена; нужно, чтобы правительство приняло меры. Правые возражают против спешности, полагая, что запрос необходимо рассмотреть сначала в комиссии, назначив двухнедельный срок.

Малиновский, поддерживая спешность, указывает, что опасность взрыва, по словам самого начальника завода не устранена; завод не расширяют и опасность настолько увеличивается, что начальник завода, как говорит он, отправляясь на завод, не знает вернется ли обратно. Техника не должна допускать этих взрывов; при хорошем оборудовании завода взрыв не опасен, а между тем никаких мер не принимается. Указывая, что процент несчастных случаев с рабочими в России выше, чем в других странах, Малиновский подчеркивает, что этот запрос – запрос не только с.-д., как партии, но как миллионов рабочих.

Спешность принимается большинством 134 против 127. Самый запрос принимается единогласно.

Оглашается спешный запрос оппозиции о незакономерных действиях администрации в Орловской, Алгачинской и некоторых других каторжных тюрьмах по отношению к заключенным. В виду позднего времени, обсуждение спешности отлагается до следующего заседания в среду.


Добавить комментарий