22.11.2024

Выясняется, что связанное с прибытием в Россию главы французского правительства Р. Пуанкаре предстоящее заключение военно-морской конвенции имеет не агрессивный характер. Эта конвенция имеет целью не нападение России и Франции на соседние государства. Она обяжет договаривающиеся стороны приступить к совместным военным действиям только в случае нападения на одну из них со стороны других держав. Таким образом, предусматриваемое конвенцией отвлечение части германского флота Россией имеет целью наилучшее использование самозащиты двойственного союза от воинственных замыслов Германии, если они возникнут, а не нападение на империю Вильгельма II для сокрушения ее «под нози» Англии.

При таком толковании новой конвенции делается ясным, что она будет естественным дополнением русско-французского союза, более двух десятков лет мешающего третьим державам нарушить мир в центре Европы. К тому же эта конвенция ограничивается европейскими делами и не касается Дальнего Востока.

В связи с визитом Пуанкаре парижские газеты высказывают догадку, что во время пребывания в Балтийском порту германский император хотел вновь толкнуть Россию на Дальний Восток, хотел поссорить Петербург с Японией, но ему эти попытки не удались, Россия не пошла против вмешательства Японии в китайские дела.

Раз Россия осталась в мирно-добрососедских отношениях с Японией, вопреки советам канцлера германского, то вполне понятным становится отсутствие необходимости распространят морскую конвенцию на Дальний Восток, где русский флот и не хочет конкурировать с японским.

Немецкие газеты в связи с этим делают кислые мины, но не отрицают, что значение визита Пуанкаре в Петербург чрезвычайно велико.

– Поездка Пуанкаре имеет даже более важное значение, чем до сих пор мы предполагали, – восклицает, например, одна крупная австрийская газета.

Любопытно мнение крупной бельгийской газеты «Индепанд. Бельж», которая твердит, что Пуанкаре мечтает придать более активный характер двойственному союзу, подкрепленному соглашением с Англией. Однако, та же газета думает, что эта повышенная активность отнюдь не имеет задачей перестройку политической карты Европы.

В общем визит Пуанкаре в Россию имеет заграницей «добрую прессу», никто не бранит Пуанкаре, все ждут от его поездки только хороших последствий для Франции, для россии и, конечно, для мира Европы, так как двойственный союз приобретет более определенные очертания после обсуждения г. Пуанкаре и русскими министрами в личных беседах всех текущих вопросов международной политики.

«Освежение» двойственного союза выразится в лучшем согласовании дипломатических выступлений России и Франции, действия которых пока не всегда – в экстренных случаях – бывали точно координированы.

Французские газеты вспоминают, что за последние одиннадцать лет в Россию приезжает всего лишь третий французский министр иностранных дел: в 1901 году сделал визит министр Делькассе, в 1908 году министр Пишон приезжал в Россию с президентом Фальером, наконец в 1912 году прибывает Р. Пуанкаре, объединяющий в своем лице посты министра иностранных дел и председателя совета министров. Между тем русские министры иностранных дел почти каждый год посещают Париж. Вот именно редкость французских визитов в Россию и придает им особую ценность и выдающееся значение, какого до сих пор почти не имели частые визиты русских министров во Францию.


Добавить комментарий