Телеграммы наших корреспондентов
Протест пекинского правительства.
ПЕКИН, 3 (16) января. Согласно сегодняшним сообщениям местных газет, пекинское правительство разослало державам протест против действий русских в Монголии.
Мнение Юаншикая.
БРЮССЕЛЬ, 3 (16) января. Из Пекина телеграфируют:
В ответ на русскую ноту относительно Монголии Юаншикай намерен заявить, что Китай, желая поддерживать с Россией дружественные отношения, находит, однако, невозможным прекратить проведение реформ, намеченных для Монголии пекинским правительством.
Китай и Монголия.
МУКДЕН, 3 (16) января. Известие об объявлении независимости восточной Монголии и об изгнании хайларских властей в вице-королевстве произвело огромное впечатление. Вечером с участие всех властей состоялось совещание. Обсуждалось донесение хайларского даотан Хуана, сообщающего о содействии русских монголам. Возвратившийся из глубины Монголии чиновник, изследовавший положение на местах, сообщил, что во внутренней Монголии неминуемо возстание. Китайские власти бегут.
Совещание постановило сделать правительству представление о необходимости обратиться к России с просьбой не оказывать содействие монголам.
Цицикарский губернатор, извещая о событиях в восточной Монголии, одновременно доносит, что в Цицикаре крайне неспокойно. Подавить местными силами восстания в Хайларе немыслимо. К Хайлару стекаются конные и пешие вооруженные монголы. Опасаются насильственных действий против китайцев.
Некоторые высшие чиновники советовали не прибегать к насильственным действиям против монголов, чтобы не вызвать вмешательства России. Это предложение отклонено.
Между прочим, вице-король Чжаоэрсюнь доложил совещанию, что, по имеющимся у него сведениям, революционное правительство также признает невозможным согласиться на признание независимости Монголии, но, обсудив содержание русской ноты, признало возможным согласиться на предоставление русским сооружения железнодорожной линии Кяхта— Урга.
В восточной Монголии.
ХАРБИН, 3 (16) января. Из Хайлара телеграфируют:
Монголы провозгласили независимость всей прилегающей к Хайлару части Монголии. 1,000 вооруженных всадников разъезжают по дорогам области. Все произошло без сопротивления со стороны китайцев, при полном порядке. Даотай Хуан и все власти оставили ямынь(?). В управление вступил назначенный Хутухтой Угурда Шень, который явился в сопровождении свиты к русскому консулу и объявил ему об автономии края.
Бывший даотай Хуан выехал в Цицикар.
Гонения на китайцев.
ПЕКИН, 3 (16), I. Согласно донесениям китайских властей, среди монгол замечается крайне враждебное отношение ко всему китайскому. Китайские флаги и китайские одежды должностных лиц подвергаются публичному сожжению. Китайцы подвергаются преследованиям.
По сообщениям властей, Хутухта, для реорганизации официальных учреждений и постановки финансового дела, приглашает русских чиновников.
Вообще, судя по газетным сообщениям, китайское общественное мнение приписывает движение в Монголии воздействию русских.