Мы уже сообщали, что Управлением Водных Путей проектирует постройку грунтов, дороги на Якутск, и что с этой целью была отправлена партия во главе с инж. Лебедевым для изысканий. Проработав минувшее лето в тайге, партия пришла к тому заключению что, благодаря массе каменных хребтов, лежащих по тому направлению, где должна пройти дорога, постройка ее потребует значительных затрат со стороны государства. Кроме того, местность почти не обследована, почему явится необходимость подробных изысканий, которые обойдутся так же не дешево.
Все это привело управление к выводу, что постройка дороги – дело будущего, а в настоящее время и в интересах государства и в интересах края было бы лучше начать постройку зимника с просекой шириною в 1 1/2 саж. Управление Водных Путей полагает, что такие дороги, или вернее тропы, должны прорезать тайгу в трех направлениях: 1) от Лебединого прииска на Инюку, Олекму; 2) от этого же прииска на Якутск и 3) от Зеи-Пристани на Бомнак и далее к Алдану у устья р. Учура. Т. о., в случае разрешения этого вопроса в положительном смысле, через тайгу пройдут три тракта общим протяжением до 2000 вер., постройка которых, по словам г. Чубинского, обойдется в 200-250 тысяч рублей, тогда как грунтовая дорога будет стоить не менее 6 или 7 миллионов руб. По сведениям, полученным от якутов-торговцев проложение хороших троп удешевило-бы доставку товаров на 50-60% Без троп, по тайге возможно передвижение только экспедиционным способом, но те кто знаком с этим, хорошо знают, с каким трудом достаются проводники и олени.
Задумав постройку троп, Управление Водных Путей запросило по этому поводу нескольк. подрядчиков-якутов, от которых уже получен ответ, что они берутся положить тропы к концу навигации 1913 г. Насколько необходимы для тайги дороги, можно заключить из того, что подрядчики не берут никаких задатков и соглашаются на уплату после приема работ. Заручившись согласием подрядчиков и собрав достаточное количество материала, г. Чубинский послал доклад в Петербург и одновременно обратился к главному начальнику края с просьбой о поддержке его ходатайства.