22.11.2024

В Париже большую сенсацию вызвало известие о распространении и на флот той военной (досель сухопутной) конвенции, которая была подписана между Францией и Россией 20 лет тому назад. Еще больше переполоха должно наделать это известие в России своею неожиданностью, так как подробности новой морской конвенции еще хранятся в тайне, и является опасение, как бы русская дипломатия не променяла наши интересы на чечевичную похлебку улыбок со стороны Англии и Франции. Ведь не может быть никакого сомнения, что проектируемая морская конвенция, предоставляющая России «право» отвлекать часть германского военного флота от посылки его против участниц «сердечного соглашения», против Франции и Англии, выгодна будет, главным образом, Великобритании.

Неизвестно, конечно, долго ли будет сохраняться общий мир в Европе. Если долго, то новая морская конвенция, оставаясь мертвою буквою, никаких сюрпризов для нас не принесет. Но если разносится война между Англией и Германией, России придется, пожалуй, очутиться в роли «вытаскивательницы» каштанов из огня, не для себя, а для других. Такая роль весьма неблагодарна и неестественна, так как России весьма невыгодно усиливать могущество Англии. Ведь как никак, а Великобритания – исконный и вероломный враг русского народа. Если теперь Англия немного присмирела и все время заискивает перед Россией, то она делает это неискренно, делает из страха перед Германией. Если бы Германия не была теперь сильною морскою державою, отнимающею от англичан гегемонию на морях, то Англия до сих пор продолжала бы свою традиционную политику, которая помешала русским войскам в 1877-1878 годах водрузить русский крест над Айя-Софией и русский флаг над Портою в Константинополе, ту политику, которая заперла русский флот в Чёрном море.

Крупные органы печати Парижа приветствуют новую морскую конвенцию и считают ее естественным дополнением франко-русского союза, «не могущим тревожить ни одну из держав». По их мнению, заключение конвенции является новым доказательством намерения России занять подобающего ей место в ряду морских держав.

Все эти отзывы прекрасны, но к ним следует отнестись весьма скептически и критически. Ведь Россия может сделаться крупною морскую державою, и не беря на себя обязательства помогать Англии в случае войны последней с Германией. Зачем же связывать себя новыми обязательствами, когда опыт ряда лет доказал, что отсутствие морской конвенции между Парижем и Петербургом отнюдь не мешало прочности франко-русского союза и благотворному влиянию его на международный мир.

Конечно, на основании одних только слухов, трудно произвести надлежащую оценку готовящегося дипломатического акта, но пользуясь уроками прошлого можно и теперь сказать, что насколько полезен союз России с Францией вообще, настолько сомнительна для нас польза примазывания Англии к этому союзу, так как британская политика вся соткана из вероломства, эгоизма и традиционной ненависти к России.

Морская конвенция между Россией и Францией, если за ширмами стоит третья участница «сердечного соглашения», может быть одобрена лишь постольку, поскольку ее будет ограждаться важные интересы государственной обороны русских вод Балтийского моря. Конвенция должна иметь целью выгоды  России, углубление союза с Францией желательны, но известия границы не должны быть перейдены, дабы Россия всегда могла на законном основании сохранять за собою свободу действий в отношении Англии.

Французское правительство теперь через-чур увлекается дружбою с Англией, совсем забывая, что в течение ряда столетий французы и британцы вели кровопролитные войны между собою. России не следовало бы петь в унисон с Францией английские песенки, так как руссофилов в Англии весьма мало, а руссофобами там хоть пруды можно прудить.

И так, пока новая морская конвенция между Россией и Францией не заключена, будем надеяться, что нынешний талантливый руководитель русской внешней политики сумеет обойти все рифы и подводные мели и сумеет при подписании конвенции охранить все насущные интересы России.


Добавить комментарий