Нынешнее правительство Франции благополучно прошло сквозь Сциллы и Харибды боевых вопросов, обсуждавшихся в последнее время в палате депутатов, и теперь может спокойно наслаждаться летним «отдыхом», так как парламент тоже разъехался в субботу на летние вакации.
Все слухи о готовившемся министерском кризисе оказались ложными, ибо министерский кризис теперь был бы весьма невыгоден для Франции, так как он расстроил-бы всю налаженную и точно установленную программу предстоящего приезда председателя совета министров и министра иностранных дел Р. Пуанкаре в Петербург для свидания с руководителями русской политики, с В.П. Коковцовым и С. Д. Сазоновым.
Раймон Пуанкаре только что провел в парламенте весьма важный закон о введении в выборы депутатов «пропорционального представительства». Эта реформа имеет целью оградить интересы меньшинства от тирании большинства.
До сих пор во Франции, как в других великих державах и в России, в депутаты законодательной палаты попадали только представители случайно участвовавшего в выборах большинства, независимо от того, выражает-ли голос этого эфемерного и искусственного «большинства» действительную волю населения данной области. Принцип большинства ведет к тому, что в депутаты обычно проходят лица, получившие, например, по 2001 голос, а их соперники-представители другой политической группы, получивши всего на один голос меньше, т. е. по 2000 избирательных бюллетеней, остаются за флагом. Пропорциональное представительство до некоторой степени устраняет этот произвол большинства.
Пропорциональные выборы в сущности не новинка для России, хотя они мало знакомы широкой публике. Этот принцип давно практикуется при выборах комиссий в нашем государственном совете. Если-бы в гос. совете проводилось правило абсолютного большинства, то в комиссию попадали бы лишь представители центра и правой группы. Но государственный совет такой порядок не признает справедливым. Когда ему нужно избрать комиссию, напр., из 15 человек, то туда попадают не исключительно члены большинства, но и члены меньшинства, – от центра примерно, 7 человек, от правой группы 5 человек и от левой группы (меньшинства) 3 человека.
Как раз противоположного правила держалось октябристское большинство третьей государственной думы, которое злоупотребляло голым принципом численного превосходства и не впускало в состав такой важной комиссии, как комиссия по государственной обороне, ни одного депутата из оппозиции.
Поклонники таких «деспотических» идей, — какие нравятся вождю октябристов Гучкову, во Франции являются бывшие министры Клемансо и Комб, боящиеся, что при реформе избирательного закона господствующая над третьей республикой партия радикалов быстро утратит свою исключительную власть, которая дает ее адептам столько денежных и прочих благ.
Пропорциональное представительство, как-бы его не хулили Комбы и Клемансо, является крупным шагом вперёд в деле осуществления принципа всеобщей и равной подачи голосов, принципа, который до сих пор в третьей республике был не в фаворе.
Весьма любопытно будет видеть, каким окажется состав той новой палаты депутатов, которая, по истечении полномочий нынешней палаты, будет избрана уже на основании пропорционального представительства. Действительно-ли настроения будущей палаты будут соответствовать истинным чаяниям и желаниям всей страны? Ведь теперь парламент Франции отражает не волю всей страны, а лишь крупных финансовых и биржевых дельцов, захвативших в Париже власть в свои руки, подобно младо-туркам в Константинополе. Иго радикалов так измучило Францию, что там уже заговорили о кризисе парламентаризма. Реформа, проведенная Р. Пуанкаре, имеет целью влить новую кровь в обветшавший парламентаризм. Удастся ли добиться этой цели?