Состав кабинета.
ПАРИЖ, 2 января. Раймонд Пуанкаре, принявший портфель иностранных дел, составил кабинет из следующих лиц: вице-президент и министр юстиции Бриан, внутренних дел – Стег, военный – Мильеран, морской – Делькассе, финансов – Клотц, общественных работ – Жан Дюшон, земледелия – Гамс, колоний – ле-Брен, труда – Леон Буржуа, просвещения – Гисто и торговли – Фернанд Давид; помощники и статс-секретари: искусств – Берар, почт и телеграфов – Шомэ, финансов – Бенар.
Новый премьер родился в 1860 году. Он несколько раз занимал пост министра просвещения и финансов, участвовал, между прочим, в кабинетах Шарля Дюпюи и Мелина, был вице-президентом в палате. Пуанкаре – член французской академии, сенатор, умеренный, принадлежит к группе республиканского союза. В последние годы он занимался адвокатурой и имел огромную практику. Пуанкаре горячий сторонник избирательной реформы. Он стоит за твердую власть. Особым декретом учрежден пост вице-президента совета министров, предоставленный, вместе с портфелем министерства юстиции, Аристиду Бриану. Это даст возможность Бриану, как хорошему оратору, выступать в качестве представителя в палатах.
Декларация министерства.
ПАРИЖ, 2 января. В политических кругах сообщают приблизительное содержание декларации нового кабинета, которая будет прочитана во вторник в палате. Декларация настаивает на немедленном принятии франко-германского соглашения относительно Марокко, проведения избирательной реформы, выработки органических статутов для чиновников, с той оговоркой, что правительство, предоставляя им известные гарантии, будет требовать от них строжайшего соблюдения дисциплины. Затем в декларации будет требование ассигнования больших кредитов на дело национальной обороны. В заключение кабинет подчеркнет свою решимость охранять порядок твердой властью.
Запрос Делаге.
ПАРИЖ, 2 января. Правый депутат Жюль Делаге внес интерпелляцию по вопросу, что намерено предпринять правительство по поводу разоблачений, сделанных бывшим министром иностранных дел де-Сельвом о действиях бывшего премьера Кайо. Во время обсуждения этой интерпелляции предвидятся сенсационные разоблачения относительно личной внешней политики Кайо.
Отзывы печати.
ПАРИЖ, 2 января. Печать отмечает, что в новом кабинете участвуют все первые скрипки парламентского оркестра. Некоторые газеты уже дали ему название «великого министерства», которое вызвано к жизни необходимостью исправить ущерб, причиненный престижу Франции последними событиями. Другие, однако, высказываются скептически о долговечности кабинета, так как в состав его входит слишком много крупных деятелей, которые сами не прочь занять пост премьера. Сторонники системы пропорционального представительства торжествуют, так как новый министр внутренних дел Стег известен как рьяный сторонник избирательной реформы.
Видные органы радикальной партии смотрят на кабинет не без опасения, так как во главе его стоит бывший сотрудник Шарля Дюбюи и Мелина, и, кроме того, в нем находится Бриан. Так официальный орган партии «Radical» заявляет, что партия должна быть настороже, так как под маской республиканского союза скрывается желание проводить прогрессивную политику, вследствие чего новый кабинет может прямо или косвенно явиться возрожденным кабинетом Мелина. Радикальная партия, дорожа своими демократическими принципами, не должна допускать этого.
Газета «Lanterne» пишет:
«Политическое положение ясно показывает, что правительство должно сделать движение влево. Отношение к Пуанкаре демократии определится тем обстоятельством, сделает ли он это движение без задней мысли.»
ПАРИЖ, 2 января. Особое внимание привлекает заявление некоторых органов печати, требующих, чтобы кабинет дал недвусмысленные разъяснения в област внешней политики.
«Echo de Paris» пишет:
«Нужно успокоить Англию и Россию, что французское золото не будет уоптребляться для поддержки тройственного союза.»
Английская печать.
ЛОНДОН, 2 января. Финансовые круги Сити и почти все органы печати приветствуют образование кабинета Пуанкаре, в состав которого вошли наиболее талантливые политические деятели Франции. Тем не менее, новый кабинет не считается долговечным, хотя бы уже потому, что вошедшие в его состав сильные и самостоятельные люди едва ли уживутся друг с другом. Некоторые газеты пытаются даже предугадать будущее, предполагая, что рано или поздно Бриан, устранив Пуанкаре, вновь откроет эру социальной реакции под маской радикализма.
Отношение Германии.
БЕРЛИН, 2 января. Кабинет Пуанкаре встречен здесь благожелательно. В составе министров печать видит верную гарантию мира и выражает уверенность, что смутные времена Кайо прошли навсегда. Особенно благоприятное впечатление произвело то обстоятельство, что Делькассе остался морским министром. Это является, по мнению печати, доказательством, что новый кабинет будет держаться прежнего курса внешней политики.
Отклики в Петербурге.
ПЕТЕРБУРГ, 2 января. В русских дипломатических кругах весьма благоприятное впечатление произвела декларация нового французского министерства, подчеркивающая намерение нового кабинета в первую очередь ликвидировать вопрос о франко-германском соглашении.