(беседа с ловчим его императорского величества Д. С. Сов.В. Р. Диц).
«Охота. Всюду сборы, толки.
Собачий лай. В полях, в лесах
Блестят и хлопают двухстволки!»
А. Федотов
Сегодня окрестности и пригороды Петербурга огласятся ружейными выстрелами. 29 июня открывается сезон охоты.
– Современная нам охота частных лиц, – сказал ловчий Его Императорского Величества В.Р. Диц, – к сожалению, заставляет желать многих улучшений и, прежде всего, скорейшего введения в жизнь нового закона, который уже давно внесён на рассмотрение государственной думы.
Мне думается, в задержке осуществления этого закона сыграло чисто обывательское предубеждение к охоте, как к делу не серьезному. Между тем, охота в России вовсе не забава праздных людей, а огромнейший промысел, которым кормится до десяти миллионов народа и который дает дохода от 300 до 400 миллионов рублей.
Дефектов в современной частной охоте масса. Главное среди них место занимает несерьезное отношение охотников к делу. Они бьют птицу без разбора, как попало, вследствие чего гибнут матки.
В печати уже давно указывалось, что в данное время наблюдается количественное уменьшение пернатых, причём кое-кто старался объяснить это приростом народонаселения, вспугивающего птиц. Но, по моему, это неверно. Птица погибает исключительно от хищнического её истребления. Она вовсе не так уж пуглива и не боится селиться в соседстве с человеческим жильем. У меня, например, рядом с домом, в саду, можете видеть фазанов, растущих на свободе.
В истреблении птиц не меньшую роль играют браконьеры.
В виду несовершенства нашего современного закона, карающего браконьерство, они не страшатся ответственности по суду, хозяйничают с ружьем в чужих охотничьих владениях, не боятся наказания, зная, что недозволенная охота с избытком окупит штраф, какой на них будет наложен по суду.
На убитом лосе, застреленном в районе Императорской охоты, браконьер, например, наживет минимум сто рублей, а если попадётся, то отделается штрафом максимум в 25 рублей.
Несовершенству частной охоты и истреблению дичи много способствуют также и крестьяне, владельцы той земли, которая арендуется под охоту. Заграницей крестьяне давно уже сознали, что охота приносит сельскому хозяйству огромные барыши при условии, если земля сдаётся в аренду в руки опытных и, главное, солидных охотников. Сдавая свою землю в аренду, они прежде всего интересуются, кто именно будет охотиться, т. е. опытный и знающий дело охотник или-же дилетант. В первом случае они сдают землю в аренду, зная, что на ней не будет хищнического истребления охотничьих богатств, а в последнем – отказывают.
Русские крестьяне так не поступают. У них при совершении арендной сделки на первом плане деньги. Кто больше даст, за тем и остается аренда. В итоге, в первый-же год дилетантской охоты все их охотничье богатство уничтожается и земля теряет свою доходность.
Впрочем, за последние годы некоторые крестьяне уже стали прозревать и предпочитают иметь дело с солидными арендаторами, а не с хищниками. Например, крестьяне Царскосельского уезда сдают в аренду свои земли под охоту в большинстве управлению Императорской охоты и получают за это ежегодно свыше двадцати тысяч рублей прибыли.
Если в охотничьем русском мире что достойно внимания и подражаний в отношении бережливого обращения с охотничьим богатством, так это Императорская охота.
Тут все рассчитано не на истребление, а на размножение пернатого царства зверей. Район Императорской охоты огромный: вокруг Гатчины имеется 66,000 десятин земли под охоту и, кроме того, далее по Спб.-Варшавской ж.д., на Дивенской и в других местах, 125,000 десятин.
В лесах Императорской охоты имеется множество птиц и зверей. Тут вы найдёте до 1,500 коз, до 40 штук зубров, гуляющих на свободе, много лосей и других животных. Достойно внимания то обстоятельство, что никто из них, живя на свободе, не покидает лесов и не стремится переселиться в другие места. Это я приписываю исключительно гуманному и разумному за ними уходу.
Понятно, столь образцовое дело стоит больших денег, и у нас ежегодно выходит 280,000 рублей на содержание Императорской охоты, но за то вы нигде не найдёте таких порядков, какие существуют у нас, и того количества птиц и животных.
Бывают дни, когда птиц застреливается в один охотничий поход свыше тысячи, и несмотря на это в лесах Императорской охоты не наблюдается уменьшение пернатых, потому что соблюдается порядок, исключающий бессистемный убой.
Кто богатеет от Императорской охоты и кто ей наиболее вредит, так это окрестные крестьяне. Придворное ведомство, арендуя у них землю, устроило на протяжении 78 верст превосходное шоссе и на протяжении 160 верст проложило грунтовые дороги. Параллельно за свой счёт оно осушило крестьянскую землю, повысив её в цене и сделав её пригодной для постройки жилых помещений. Одним словом, крестьяне от придворного ведомства имели и имеют только одну выгоду, которая, казалось-бы, обязывала их быть до некоторой степени благодарными.
Между тем, в их поведении нет намёка на благодарность. Большинство браконьеров, вредящих Императорской охоте, выходит из среды окрестного крестьянства… Как мы ни бьемся, стараясь вразумить крестьян, ничего не помогает. Люди не понимают своей выгоды и, стремясь вредить арендаторам, вредят тем самым и себе…
– Вздорожала-ли охота по сравнению с прошлым временем?
– Очень. Я занимаю должность Императорского ловчего уже 38 лет, из-за этого время на моих глазах земля сильно вздорожала. Прежде платили за десятину 10 коп. арендной платы, а теперь приходится платить два-три рубля за десятину.
В заключение, – сказал В.Р. Диц, – выскажу свое мнение по поводу предстоящего открытия охотничьего сезона. Хотя закон и разрешает начать охоту на болотную дичь и уток 29 июня, но, по моему, начинать охоту именно в этот день несовременно, так как дичь ещё не взматерела и, кроме того, ещё и потому, что в это время становятся жертвами охотников чаще всего матки, уничтожение которых равносильно уничтожению собственного капитала. Охоту начинать следует отнюдь не раньше 15 июля, к каковому дню птица уже успеет войти в силу.