(Из записок одного папаши)
Хлопочу сыну место. Горе с ним: из трёх гимназий выгнали. Балбес большой вырос, а толку никакого. Ничему не научился, только в орлянку играть может, да и то плохо.
В управлении одной дороги обещали дать место. Посмотрели на моего болвана:
– Ничего, рост хорош, зубы целы, не только в крючники годится, а пожалуй, хороший кондуктор выйдет. Здорово с зайцами расправляться будешь?
Малый мой тут загоготал, но я его вывел из правления. Как бы чего худого не сделал! Всяко бывает!
Опять заходил в правление.
– Если хотите сыну схлопотать место, – сказали тут, – доставайте диплом….
– Какой я диплом достану? Дипломатом никогда не был, дипломатией не занимался…
– Как хотите, а без диплома мест у нас нет!
Досадно!
Пошёл узнавать в гимназию, какой надо сыну экзамен держать. Говорят, мёртвым языкам обучаться опять нужно.
Ничего, малый не дурак, всему обучится.
Направили в гимназию. По ошибке в трактир попал. Дверями ошибся.
Не беда! Спрашивают: «Чего прикажете? Селяночка есть, сборная, огурчики свежепросольные, графинчик можно изобразить!»…
– Ничего этого не надо. Я моему болвану хлопочу диплом. До сих пор бесчинствует. По его положению надо его в чин произвести.
– Понимаем! Это вы к Акиму Фёдоровичу. Он по этой части у нас мастер. Одним словом дипломат!
Заходил к Фёдоровичу, показывал моего Митьку, рассказал в чем дело.
– Что же, можно, говорит, починить, если он у вас без чина. Хлопот только много. Водку пьет, курит?
– Все, как следует…
– Прекрасно! Только надо сначала образовательную экскурсию сделать. Теперь экскурсанты у нас в моде.
Астрономию он может изучить в «Луна-Парке», естественную историю в Зоологии и Аквариуме, классиков в Аркадии.
Многому он научится: увидит зверей, звезды, рыбу в бассейнах; лингвистом станет. Будете довольны.
Начали учение.
Аким Фёдорович молодец. Не только моего Митьку обучил разным наукам, но им мной занялся.
Две недели маялись по разным местам. Везде побывали.
В Зоологии видел как пиво пьют, в Аквариуме – как у стойки водку хлещут, в «Луна-Парке» – как девицы вверх тормашками катаются. Много перевидал видов, всего не расскажешь. Одним словом, весело и во всём учёности много.
Долго с Акимом Фёдоровичем по разным местам плавали; были даже в дачных местах. Смотрели арапов и других темнокожих. Очень страшно.
Наконец, Аким Фёдорович позвал Митьку, и говорит:
– А теперь и учиться пора. Смотри – это «фомка», инструмент, которым сворачивают пробой у двери. Это отмычка, это отвёртка…
Много разных инструментов показывал.
Наконец, вынул словарь воровского языка и заставил Митьку зубрить.
– Запомни: «гуся загнул». Это, значит, руку в карман запустил. «К дяде на дачу» – это в тюрьму угодить. «Глаза» – это паспорт. «Перо в бок» – ножиком ударить. Понимаешь?
Учил он моего Митьку долго, обстоятельно.
– Ну, говорит, Дмитрий твой сегодня держать экзамен будет.
Ночью они взяли по связке ключей, мешок и «фомку» и ушли из дому.
Митька пропал!
Ждал его месяца два; наконец, из острога письмо получил. Пишет, экзамен хоть я и не сдал, а прямо на казённое место попал. Не пришлось и диплома покупать. Спасибо Акиму Фёдоровичу. Где он теперь, сердечный? Кажется, тоже где-то пристроился…