Представители нашей крупной промышленности и торговли обнаруживают усиленное желание занять «подобающее место в Законодательных Учреждениях», т.е. провести побольше своих представителей в 4-ую Думу и в Госуд. Совет.
Стараясь расположить в свою пользу «русское общественное мнение», г.г. промышленники ссылаются на государственное значение торговли и промышленности и для большей убедительности добавляют:
«…только тот класс, интересы которого совпадают с широкими государственными задачами, имеет право (!) принимать активное участие в управлении государством».
Таким счастливым классом г.г. промышленники считают, конечно, себя, ссылаясь при этом на свидетельство г. Коковцева.
Не будем сейчас оспаривать этого мнения, не будем спорить и о том, является ли деятельное участие в управлении государством результатом права и силы.
Нас сейчас интересует другой вопрос, а именно, кого гг. промышленники, кроме себя, считают имеющими «право» на деятельное участие в управлении государством. Имеют ли, по их мнению, такое «право» рабочие и крестьяне?
Гг. промышленники высказывают желание
«провести в четвертую Думу группу депутатов, разделяющих экономическую программу торгово-промышленного класса».
«Экономическая программа» гг. промышленников более или менее известна. Она сводится к высоким таможенным пошлинам, к требованию всевозможных льгот и «воспособлений» для промышленников, к стремлению свалить налоговое бремя на плечи других. В рабочем вопросе программа промышленников сводится к «тащить и не пущать», к борьбе даже с незначительными улучшениями в положении рабочих.
Но ведь нельзя же думать, что депутаты, разделяющие «экономическую программу торгово-промышленного класса», ограничатся ролью адвокатов промышленности по экономическим вопросам; ведь экономические вопросы нельзя отделить от общеполитических, и по этим вопросам так или иначе придется и высказываться и голосовать в Думе.
А если так, то мы вправе спросить гг. промышленников, какова их общеполитическая программа, каково их отношение к очередным вопросам нашей политической жизни, к обещанным манифестом 17 октября свободам и т.п.
Многолетняя привычка к келейной работе в тиши министерских канцелярий вредно отражается на общественных выступлениях гг. промышленников, лишая их необходимой ясности, отчетливости.
Было бы желательно знать, как смотрит на эти вопросы журнал промышленников «промышленность и Торговля».