Недавно еще отстраненный ксендз Антон Около-Кулак, ксендз Алексий Зерчаников и Варвара Антоновна Тимофеева, известные по своей деятельности католики, обратили на себя внимание департамента духовных дел. Случилось еще тогда, когда в доме В.А. Тимофеевой, 312 по Полозовой ул.. открылась католическая часовня-каплица во имя св. Духа.
Часовня была устроена в мансарде большого 4-этажного дома.
Негласным настоятелем этой калицы сделался ксендз Алексий Зерчаников.
Ксендз Зерчаников человек уже преклоненных лет, ранее был православным священником и лет четырнадцать тому назад принял католичество.
Одним из самых близких друзей Зерчаникова был молодой ксендз Около-Кулак, окончивший десятую спб. гимназию.
Отец ксендз Около-Кулак – видный чиновник спб. духовной католической консистории.
В.А. Тимофеева также была ранее православной и приняла католичество заграницей. В Петербурге она окончила частные фельдшерские курсы Венгеровой.
Покровительницей этих католиков является великосветская дама, родственница одного из не давних министров. Дама эта также не решала из православия в католичество.
Год тому назад, г-жа Тимофеева продала свой дом на Полозовой ул., некоему Захарову и купила себе новый дом от четы Кобчевских, №5 по Грязновской ул. В Полюстрове, на самой окраине.
Обыск и опечатанные каплицы
На днях в №5 по Грязновской ул., явился чиновник для поручений сыскной полиции А.С. Левиков в сопровождении агентов.
Во втором этаже наружного флигеля, в маленькой комнатке с одним окном было найден столь с запрестольным большим распятием. По стенам комнаты были развешаны иконы: св. Духа, св. Сердца и другие.
На столе стояли подсвечники из березы и красная кружка из -под муки с небольшим прорезом в крышке, как бывает на копилках. В одном из ящиков, на площадке лестницы, было найдено служебное облачение ксендза.
Однако, никакого монастыря обнаружено не было. В доме жили какие то старухи и совершенно не было молодых девушек. Все присутствовавшие были одеты в обычные женские светские платы.
Дверь в комнату, предполагаемую каплицу, была опечатана и о найденном составлен протокол.
Протокол этот по принадлежности был передан местному полицейскому приставу на предмет привлечения В.А. Тимофеевой по 1066 ст. угол. ул. За устройство не разрешенных молитвенных собраний.
Высшая мера наказания по этой статье штрафы в размере 500 руб. и самое судебное разбирательство будет происходить в спб. окружном суде. Вчера же начальник спб. сыскной полиции В.Г. Филиппов отправил на имя директора департамента духовных дел обширное письмо с сообщением всех наблюдений полиции за тайной петербургских католиков на Грязновской ул.
Беседа с В.А. Тимофеевой
– Обыск и обвинение меня в неразрешенном устройстве каплицы для меня совершенно непонятны.
Я верующая католичка, приобрела дом на Грязновской ул., у престарелой четы католиков Ковчевских. Они, будучи пожилыми людьми, затруднялись ходить в костель и устроили у себя, в одной из комнат, самую маленькую молельню. Я оставила эту молельню в таком виде, как она была у них.
Купить дом, я пожелала освятить его и пригласила, в виду занятости ближайших ксеодзов выборгского католического кладбища, ксендза Алексия Зерчаникова. Он отслужил молебен и случайно оставил у меня найденное при обыске облачение.
Меня обвиняют в тайной принадлежности к конгрегации Св. Духа, и основывают это на той фотографической карточке, которую отобрали у меня и на которой я снята в платье католической сестры милосердия.
Конечно, это малоубедительно.
Может быть это произошло потому, что все перепутали с моим ходатайством об открытии в Петербурге католической общины сестер милосердия Св. Духа.
Но община эта, кстати, до сих пор не осуществленная, ничего общего не имеет с духовной конгрегацией.
Мои друзья и наставники: ксендз Зерчанников и Около-кулак – вне Петербурга. Где ксендз Около-Кулак я точно не знаю, а ксендз Зерчаников у себя на родине, в Нижегородской губернии.