21 января 1913 года.
Родзянко, открывая заседание, приветствует Думу с Новым Годом, высказывает пожелания плодотворной, успешной, мирной работы и благополучном окончании наступившей сессии. На очереди доклад по поверке выборного производ. по пермской губ.; докладчик Варун-Секрет, предлагая признать выборы произведенными правильно, указывает, что на выборы поступило непосредственно в Думу заявление о закономерных действиях администрации на выборах от уполномоченных шмаковской волости. Отдел предлагает об обстоятельствах, сопровождавших производство выборов этой волости, довести до сведения председателя Совета Министров.
Замысловский, возражая против второго предложения, указывает, что жалоба подана по прошествии установленных законом сроков и незаконным порядком, ибо направлена непосредственно в Думу, минуя местное начальство, которое лишено возможности представить возражения; жалоба исчерпывается указаниями на грубость полиции, которая однако, никакого влияния на ход выборов не имела. Указания на столь незначительные факты делаются исключительно с целью агитации, чтобы иметь возможность говорить повсеместно о давлении на выборы.
Вишневский и Марков второй поддерживают Замысловского,
Герасимов указывает на ряд отступлений от закона, допущенных на выборах, именно: выборы произведены не шарами, а путём записей на листе, и не могли быть повторяемы по желанию администрации; представители администрации не имели права присутствовать в помещении, где происходили выборы.
Скобелев поддерживает мнение отдела. Выборы по пермской губ. признаются правильными; предложение об обращении к председателю Совета Министров принимается 165 против 117.
На очереди доклад по вопросу преемственности законодательных работ Думы и Совета.
Барон Мейендорф указывает, что комиссия в виду краткости срока не приступала к решению столь сложного вопроса, как вопрос о преемственности, а ограничилась пересмотром списка дел, оставшихся от прежней Думы и разделила их на 4 группы. Он предлагает Думе: первое – доклады комиссии по внесенным правительством законопроектам, нерассмотренные в общем собрании Думы, подлежат внесению в соответствующие комиссии в качестве материала, поскольку эти законопроекты в настоящее время вновь вносятся правительством; второе — доклады согласительных комиссий, если правительство пожелает провести соответствующие дела, должны вновь пройти все стадии думской работы т. е., законопроекты вместе с такими докладами должны быть переданы в соответствующие комиссии; третье – законодательные предположения третьей Думы за отсутствием их инициаторов не подлежать дальнейшему движению; четвертое — законопроекты, поступившие из Государственного Совета для нового рассмотрения Думой, направляются в общем порядке, как законопроекты, исходящие из Государственного Совета.
Аджемов указывает, что на Западе, в целях охранения прав народного представительства, преемственность существует только там, где вторая палата выборная; у нас преемственности допускать нельзя.
Чхенхели находит, что правительство непоследовательно; после второй Думы оно высказывалось за непреемственность, теперь же, после позорной жизни и смерти третьей Думы, высказывается за преемственность (Голоса справа: «почему позорной? «Недопустимое выражение»!) Председатель считает такие выражения недопустимыми и призывает оратора к порядку). Чхенхели заявляет, что с.-д. отказываются принимать какое-либо наследие третьей Думы. Дума принимает все предложения комиссии.
Предложение 33 членов оппозиции о продлении срока деятельности комиссии, для рассмотрения принципиального вопроса о преемственности законодательных работ, отклоняется.
Председатель сообщает, что поступило 6 срочных запросов, которые будут оглашены 25 января. Принимается предложение о назначении в среду вечернего заседания для обсуждения запросов о незакономерных действиях администрации во время выборов в Думу.