Корреспонд. «Русск. Слова» В. И. Немирович-Данченко сообщает интересные сведения из эпохи, предшествующей началу Балканской войны:
«Наш военный агент в Константинополе разгром Болгарии считал неизбежным, а силы Порты преувеличивал, ослепляя ими наши военные «сферы»? Мне случайно попалось его сочинение по этому поводу, помеченное 1909 годом.
Невелика разница трех неполных лет, и не могла в такой короткий промежуток так неизмеримо понизиться мощь империи, а этим сведениям давали полную веру, и не только веру, но, согласно им, направляли свои действия.
Не мы одни, впрочем, повинны в подобном легкомыслии. В Софии был германский военный атташе. Он сообщал точные, верные, хорошо изученные цифры и данные о болгарской армии. В случае ее столкновения с турецкой он безошибочно предсказал победу первой.
Но в Константинополе сидели на султанских кормах воевода фон-дер-Гольц-паша и его инструкторы. Разве таких могла сломать какая-то маленькая придунайская страна, лучше генералы которой вышли не из берлинской, а из петербургской академии.
Дело кончилось тем, что, видя противоречия донесений своего генерала с такими же скромного капитана, император Вильгельм, разумеется, отозвал второго и похоронил его в далеком гарнизоне.
Но внезапно разразилась война, и оказалось, что пресловутый, гением великому Мольтке равный преобразователь турецкой армии ошибся во всем и ничего предвидеть не сумел. Планы его войны с Болгарией рухнули, как карточные домики.
Капитана извлекли из бранденбургской или померанской трущобы и вновь водворили в Софию.
Встречает его один из виднейших болгарских государственных людей и с удивлением:
— Вы опять здесь?
— Да, как видите!
— Чем это объяснить? Мы уже отчаивались видеть вас.
— Очень просто. Мой всемилостивейший монарх всегда на стороне победителей!»