22.11.2024

Накануне переезда к нам в г. Пуанкаре оглашен факт громадной важности: русско – французский договор дополнен параграфом, касающимся морских сил России и Франции.

Действительно, пока Германия не пришла к мысли, что ее будущее на море, и с этой целью принялась строить флот, равный английскому, в такой специальной конвенции не было серьезной надобности.

Владычицей морей оставалась Англия, которая слишком осторожна, чтобы воевать с европейской державой.

В эпоху, предшествовавшую прибытию в Кронштадт президента французской республики Феликса Фора и ответному визиту русских моряков Тулон-Марсель-Париж, речь шла исключительно о парализовании тройственного союза, который служил постоянной угрозой миру. Тогда имелось в виду, что Германия, опираясь на помощь Австро-Венгрии и Италии, может во всякое время совершить нападение на Францию или Россию. Чтобы сделать невозможным такой шаг, заключили русско-французский союз, согласно которому обе стороны выдвинули на германскую границу определенное количество войск.

И, действительно, с момента русско-французского «альянса» характер германской политики резко изменился. По крайней мере, в Берлине поняли, что о дальнейшей гегемонии над Европой немцам нечего думать…Более всех был поражен результатами сближения между Россией и Францией «железный канцлер», который вскоре после этого подал в отставку, чтобы дожить свой век отшельником в молчаливом Варцине.

Но Германская дипломатия не могла молча примириться с новым порядком вещей, установившимся в Европе благодаря русско-французскому союзу. Предвидя естественное сближение между Францией и Англией, она задумалась усилить свое могущество на море.

Действительно, в какие – нибудь пятнадцать лет Германия в судостроении достигла поразительного результата: у нее флот, который уже теперь не прочь померяться силами с английским…

Другим государствам ничего другого не оставалось, как последовать ее примеру и взяться за постройку «дредноутов».

Теперь очередь за Россией…

Следовательно, заключение франко-русской морской конвенции является логическим дополнением действующего соглашения.

Не направленная против какой-либо другой державы она, по-видимому, только предусматривает разного рода случайности, которые должен иметь в виду каждый опытный политический деятель.

Она же в частности подчеркивает характер столкновения между теми или другими державами, если пробьет роковой час пожара.

Англия недаром подняла перчатку, брошенную ей Германией. Раз Германия намерена вступить с нею в борьбу, ей ничего другого не остается, как принять вызов и … заложить новые броненосцы.

А там судьба решить, кому владеть морями…


Добавить комментарий