Буря на море…
Поднял ее лорд Черчилль своей речью об опасности, угрожающей берегам Англии от увеличения германской флотилии.
Палата лордов пришла в ужас, когда узнала, что Германия напустила в Северное море огромных щук из породы Deschampsia caespitosa Drednotica (в переводе просто «дредноуты»), чтобы рыжий карась там не дремал.
И он, действительно, проснулся и щетинится против алчной щуки.
Карась грозит превратиться в колоссального ерша, которым подавится даже акула.
Англия поспешно решила соорудить новую эскадру, чтобы не утратить не утратить свое преобладающее положение на море.
– Но зачем нам увеличивать свой флот, говорят пацифисты, если мы в союзе с Францией? Мы будем работать, как говорят «немцы», «напополам». Наш флот займет Северное, а французский Средиземное море, откуда мы можем вызвать для увеличения сил свою эскадру. Дадим союзной Франции там простор!
Благоразумные британцы находят, однако, что надеяться на Францию рискованнее, чем на завтрашнюю погоду: вдруг она испортится и подкузьмит?
Германофилы-же английские другие возражения представляют против увеличения флота:
– И вовсе не против Англии предпринимает Германия свои морские вооружения! – говорят они.
– А против кого же иначе?
– Конечно, против России.
– После-то свидания?
– Уж это манера у немцев такая: мягко стелят, да жестко спать! С одной стороны поздравляют Россию с возрождением флота, а с другой требуют настойчиво от союзницы своей Австрии, чтобы она построила в наикратчайший срок хотя бы два дредноута…
– Мне самой, говорит, нельзя больше ни одной рыбачьей лодки построить, чтобы не вызвать этим европейского шума и политического замешательства: а ты можешь делать это потихоньку, незаметно.
Австрия в этом случае напоминает известный типик клубного «наемного убийцы», которого сажает за себя банкомет из процентов, не желая привлекать на себя подозрений и озлоблений за выигрыш наверняка.
Италия также убедилась, что на суше воевать и скучно, и продолжительно, и – главное – безрезультатно, а потому, по примеру прочих, также решила увеличивать свой флот.
Не кончивши одного дела, приниматься за другое – как-будто бы и легкомысленно!
А как его кончить в Триполи, если генерал Канева забил себе в голову куропаткинскую тактику: «терпение, терпение и терпение»!..
Но только итальянский народ от такой тактики вышел уже из терпения и требует смены Каневы.
Говорят, он будет отозван, заменят генералом Кадорной, и тогда дела пойдут, как по маслу, задорно.
Не потерпеть-ли, однако, еще две минутки, пока масло не растопится на огне, который зажгли в Турции Албания, Старая Сербия, а затем не подойдут-ли и другие провинции погреть руки у костра?
Ясное дело, что Турция внешней войны вынести уже не может, а Италия ее точно не желает…