В итальянском посольстве осведомленное лицо сказало нам:
– Не думаю, что Дарданеллы будут закрыты: причин к тому нет… Пять миноносцев («Спика», «Чентауро», «Асторе», «Климане» и «Персео»), вошедших под командой капитана 2 ранга г. Милло в ночь на 6 июля в Дарданнельский пролив, имели приказание произвести не блокаду фортов, не демонстрацию, а только рекогносцировку. Последняя была вызвана следующими мотивами: адм. Виале узнал, что турецкий флот намерен сделать нападение на наш флот, стоящий за пределами Дарданелл в Эгейском море…
И вот адмирал приказал г. Милло направиться к северу (ближе к Дарданеллам) и, в случае надобности, даже войти в пролив на 20-25 километров… Цель, стао быть, только рекогносцировочная. Получив приказ,миноносцы отошли… Дойдя до пролива и не видя турецких кораблей, они вошли в пролив… Четыре миноносца прошли мимо фортов незамеченными, хотя прожекторы турецкие и действовали («искали»), но когда прошел пятый миноносец, с фортов открыли сильный огонь, который не прекращался все время, пока наши суда были в проливе и не вышли оттуда… Надо вам заметить, что наши миноносцы не отвечали: ни одного снаряда выпущено не было. Исполнив свою миссию и заметив турецкий флот стоящим на оборонительной позиции, миноносцы повернули и опять таки под сильным огнем с фортов ушли в море, где и присоединились к нашей эскадре.
Вот и все. Теперь вы можете судить, что турецкие сведения об атаке Дарданелл совершенно не соответствуют действительности…
– Были потери и повреждения на ваших миноносцах?
– Никаких.
В турецком посольстве нам сказали:
– Кроме тех сведений об атаке итальянскими судами Дарданельских фортов, которые были в печати, ничего нового мы не имеем. Вопрос о закрытии Дарданелл в данном случае преждевременный.