Война – самый безжалостный свергатель правительств. Не будь в 1870 г. Войны с Германией, во Франции, пожалуй, до сих пор императорствовали бы потомки Наполеона III. Не будь войны с Италией, младо-турки с Махмуд-Шевкетом во главе долго бы еще хозяйничали в Оттоманской империи. Но Триполи сгубил младо-турок. Пожалуй, они удержались бы у власти, если бы они вовремя отбросили ложный стыд и упрямство и заключили мир с Италией еще до появления итальянского флота перед Дарданеллами и до оккупации дюжины островов Эгейского моря итальянскими десантами. Но младо-турки, словно страусы, прячущие в минуты опасности головы под крылья, упрямо продолжали войну и довели ее до… полного разгрома комитета «Единения и прогресса».
Виноваты или не виноваты младо-турки в том, что война началась, это вопрос второстепенный. Во всяком случае, младо-турки оказались козлами отпущения. Их беззакония и деспотизм, помноженные на военный позор, создали такое грандиозное по напряжению электрическое поле, что разразилась страшная гроза, которая разнесла в дребезги цитадели младо-турецкого могущества на берегах Золотого Рога.
Первым свалился в прах недавний диктатор, военный министр Махмуд-Шевкет-паша, который выставлял себя самым ревностным сторонником продолжения войны с Италией. Махмуд-Шевкет-паша мешал посредническим выступлениям дипломатов, аккредитованных при султане, предлагавших Турции начать переговоры о мире.
За Шевкетом пал и весь младо-турецкий кабинет министров.
Ныне война из-за Триполи, само собой разумеется, должна вступить в новый фазис. Хотя и говорят, что не внешняя политика, а внутренняя свалила Махмуда и младо-турок, однако, едва ли новое турецкое правительство, к которому переходит власть, вырванная у младо-турок румелийскими гарнизонами, пожелает идти по тому опасному пути воинственного шовинизма, по которому пыхтел тяжелый поезд младо-туркизма. Новое правительство не будет ответственно за кашу, заваренную младо-турецкой неуступчивостью, и следовательно оно может, не боясь себя скомпрометировать, начать с Италией переговоры о прекращении бесконечно затянувшейся войны.
Италия великолепно учитывает создавшееся положение дел и римская печать уверенно говорит:
– Конец войны близок…
С целью напомнить Турции, что война продолжается и что Италия не будет впредь бездействовать в ожидании успокоения внутренней смуты в империи Оттоманов, итальянское правительство послало отряд миноносцев совершить нападение на форты, защищающие вход в Дарданеллы. Очевидно, после миноносцев последует нападение на Дарданелльские ворота и более крупной, крейсерской эскадры. Вообще Италия, прочно укрепившись на островах Эгейского моря, начинает новый фазис войны, обещая нанести Турции решительный удар, если Константинополь не образумится и не запросит мира, пока не поздно.
Любопытно, что не взирая на падение младо-турок – осталась младо-турецкая закваска в недрах турецкой цензуры, пропускающей телеграммы о военных событиях. Константинопольская телеграмма хвастает, будто турецкие пушки потопили два итальянских миноносца и шесть жестоко изувечили. Однако, верить столь победоносной реляции не приходится. Ведь и при первой атаке итальянской эскадры входа в Дарданеллы, младо-турецкие цензоры уверяли, что выстрелами с фортов потоплено несколько итальянских крейсеров. «гибель» итальянских судов даже послужила темой для широко распространявшихся Портой среди турок лубочных картин. А в действительности тогда пострадали турецкие форты, а не итальянские суда. То же, очевидно, случилось и теперь при новом обстреле итальянцами входа в Дарданеллы.