В морских кругах с большим интересом следят за начавшимися маневрами германского флота.
При этом главную роль играет место маневров – Балтийское море.
Весь германский флот, как гласят телеграммы, собрался сюда для маневренных действий.
Обыкновенно истинные тактические задачи маневров составляют тайну морских штабов, и государства не очень спешат с опубликованием их результатов.
Но иногда бывает и наоборот.
Зная обстановку морских маневров, можно делать в этом направлении предположения, не столь далекие от истины.
Во всех морских маневрах в мире одна часть флота изображает «неприятеля», являющегося, чтобы уничтожить суда противника или захватить какой-либо важный пункт побережья, другая часть старается не допустить этого.
Вот здесь-то и возникает вопрос: кто же этот предполагаемый «неприятель»?
Против кого немцы мобилизуют свои морские силы в Балтике, что даже стягивают сюда те эскадры, которые плавают в Северном море, и оставляют побережье этого моря беззащитным.
Кто может быть противником Германии в будущей войне? Англия, Франция и Россия.
Но первые два государства при военных действиях на море едва ли избегут для своего флота переход через Скагеррак и Категат в далекое от них Балтийское море, а не нападут на германский флот в Северном море.
И, конечно, случись война с Англией или Францией, Германия не уведет своих судов из Северного моря в Балтийское, а наоборот – пошлет туда подкрепления из Балтики через канал Вильгельма I.
Вывод остается один: под нападающей эскадрой подразумевается Россия.
Видеть в этом со стороны Германии какое-либо подозрение России в неприязненных намерениях 0 было бы бессмысленно.
Маневры маневрами и останутся.
В периоды самой горячей дружбы между державами изображение «неприятеля» нисколько не мешает проявлению взаимных симпатий.
Такова уж современная политика: «Хочешь мира – готовься к войне». И обижаться на это не приходится…
Но есть другая сторона дела – практическая.
В Германии отлично знают, что наш нынешний флот несомненно слабее немецкого.
Новые наши четыре дредноута недостроены, суда же, проектированные на 430 миллионов рублей по «малой» судостроительной программе, еще не начаты постройкой и будут готовы только через 5 лет.
А за этот срок много изменится в германских морских силах. У них будет готова к тому времени полная серия новеньких дредноутов и бронированных крейсеров, вроде приходившего две недели назад в русские воды крейсера «Мольтке».
Отлично знают в Германии и то, что перевозка десанта для сухопутных операций не может быть произведена морем, если флот противника сильнее и может пускать ко дну транспорты с войсками.
Словом, не здесь нужно искать истинного значения нынешних германских морских маневров.
Не будет ничего удивительного , что о результатах их постараются широко разгласить.
И в зависимости от того, нужно ли успокоить общественное мнение страны, или же требовать в рейхстаге новых кредитов на военное судостроение, немецкая печать будет кричать, что Германия стороны Балтики неуязвима или наоборот, – что флота у нее недостаточно, и необходимы новые морские сооружения.Словом, начавшиеся маневры являются, по-видимому, не более, как тактическим приемом внутренней политики Германии.