Постройка жел. дороги к русской границе.
КОНСТАНТИНОАПОЛЬ, 28 июня (11 июля). Переговоры Порты с французскими капиталистами, желавшими финансировать постройку железных дорог в Анатолии, подходят к концу.
После целого ряда совещаний Ассим-бея и Джавид-бея с директором Compagnie des chemins de fer d’Anatolie (речь идет о железных дорогах, идущих к русской границе), решено немедленно приступить к выработке контракта между Портой и французскими капиталистами относительно технической стороны предприятия, а также относительно финансовой стороны, т.е. сумм, которые должна затратить компания на постройку дороги.
Как узнал наш корреспондент, Порта считает возможным заключить контракт с французами, не выжидая результатов переговоров между Россией и Францией по этому вопросу относительно некоторых деталей проекта, существенно затрагивающего русские интересы. Дело в том, что, согласно русско-турецкому договору 1896 года, Порта не имеет права предпринимать какие-либо железнодорожные работы в восточной части Малой Азии иначе, как на государственные средства Османской империи, причем таковой расход должен быть заблаговременно внесен в бюджет. Настоящая поспешность Порты в заключении контракта вопреки этому договору объясняется тем, что финансирующие это предприятие французские капиталисты обещали выдать оттоманскому казначейству на непродолжительный срок ссуду в размере 5-ти миллионов турецких фунтов на государственные нужды Турции, кроме необходимых для постройки дороги 20-ти миллионов фунтов.
В виду полного истощения средств турецкой государственной казны, эта ссуда для Порты сейчас необходима, и только потому она решилась пренебречь правами России. По сведениям вашего корреспондента, подписание договора Джавид-беем и г. Делонэ должно состояться в четверг, вечером, или, во всяком случае, не позже субботы.
Турецкие дипломаты рассчитывают, таким образом, заставить Россию считаться уже с свершившимся фактом, надеясь, что она не захочет ссориться из-за этого с Францией.