Вопрос о детях, выступающих на театральных подмостках, неоднократно поднимался в печати и тем не менее, до сих пор все осталось по старому.
По-прежнему то в той, то в другой пьесе можно встретить ребенка, механически говорящего непонятные ему слова и остающегося в театре до позднего часа.
Даже такой гуманный писатель, как Лев Толстой, не остановился перед тем, чтобы вывести на сцену ребенка в своем «Живом трупе».
В большинстве случаев, участие детей в театральных представлениях производит на публику неприятное, тяжелое впечатление.
Каждый зритель чувствует себя как бы соучастником преступления против детской слабости, косвенным виновником того, что эксплуатируется детская беспомощность.
Но еще худшее чувство испытывает зритель, когда он видит ребенка в кафешантане, выступающим на потеху пьяной толпе.
Тут прямо хочется крикнуть:
– Довольно!..
Сейчас в одном из лучших петербургских кафешантанов выступает «босоножка», исполняющая какие-то якобы античные танцы.
В последнее время слово «античный» стало синонимом неприличия и поэтому нетрудно догадаться, какого характера эти танцы.
Артистка выходит на эстраду почти совершенно голая и в таком виде крутится и принимает самые соблазнительные позы.
Дело не в этом, а в том, что эту полуголую девицу окружают маленькие дети, принимающие участие в ее пляске.
Неужели нельзя было обойтись без детей?
Дети сами не совершают ничего неприличного, но уже то, что они служат фоном для полуголой девицы и ее пикантных поз, действует на публику омерзительно.
Как допускаются такие представления?
Неужели некому заступиться за детей, неужели нет никаких законов, запрещающих эксплуатировать детскую чистоту для низменных целей?..
В обществе защиты детей от жестокого обращения ничего не знают об этом случае.
– Наш участковый попечитель, очевидно, еще не успел побывать в этом увеселительном заведении, – сказал нам заместитель председателя А.Г. Мартынов, – Как только мы получим письменные извещения, мы сейчас же постараемся расследовать этот факт.
Не говоря о нравственном вреде таких представлений, здесь налицо яркий вред, так как детей составляют играть ночью, держат в холоде и т д.
– Бывали ли в вашей практике аналогичные случаи?..
– Нам очень часто приходится сталкиваться с детьми, попадающими в руки акробатов, гимнастов и т.д. Почти всегда наше вмешательство освобождало детей от дальнейшей эксплуатации. Но не все, что кажется с эстрады «жестоким» действительно имеет такой характер. Зритель и не догадывается о тех ухищрениях, какие придумывают для пущего эффекта артисты. Например, в «Аквариуме» показывают дрессированных львов. Публика приходит в ужас, когда в клетку входит малолетняя девочка. Все дрожат при мысли, что зверь сейчас ее растерзает. Мы произвели расследование этого случая, и оказалось, что это не что иное, как оптический обман. Не помню точно, в чем именно заключается обман, но клетка так устроена, что девочка находится в полной безопасности. Еще одна интересная деталь, выясненная при расследовании: звери очень любят эту девочку. При всем том я стою за недопущение таких представлений. Если здесь нет элемента жестокости, то у публики подобные зрелища всё же будят дикие инстинкты.