(Беседа с участником «сокольского» слета, сенатором Н.А.Султан-Крым–Гиреем)
В Петербург вчера вернулся сенатор Н.А. Султан-Крым-Гирей, участвовавший в шестом всеславянском «сокольском» слёте в Праге и ездившей туда вместе с русскими «соколами».
– Впечатление от поездки, – сказал нам Н.А., – неизгладимое из памяти и разнообразно-красочная в смысле переживаний. Наше шествие по улицам в день приезда в Прагу было шествием дорогих и долгожданных гостей. Нас встречала свыше ста тысяч народа, который усыпал наш путь с цветами, а нас самих взволновал до слез шумными братскими приветствиями, выражавшими горячую любовь чехов к русским славянам.
Успех в сокольских состязаниях мы, русские, имели большой. Во всяком случае он превзошёл во много раз тот успех, какой выпал на долю России на пятой Олимпиаде…
Участвовало русских в слете около 800 человек, из которых петербуржцев было приблизительно 200. Остальные являлись представителями от Москвы и других русских городов.
В числе наших соколов были также и поляки, но в незначительном количестве. С ними, между прочим, произошел маленький инцидент. Они не пожелали братски участвовать в гимнастических упражнениях наряду русскими, считая что русские мероприятия в отношении поляков исключают понятия о братстве народов.
В общем, за исключением этого маленького инцидента, не вызвавшего к себе ничьего внимания, «сокольский» праздник прошел гладко и в высшей степени интересно.
Из поездки в Прагу я вынес впечатление о чехах, как о сильной в культурном отношении нации, которую можно политически притеснить, но уничтожить совсем нельзя.
Особенно поразительным в характере чехов их дисциплинированность. Для них слово главы славянского «сокольства» доктора Шейнера, служит своего рода законом и не вызывает никаких противоречий. Что сказал доктор Шейнер, то для них свято… Понятно, это свидетельствует о прочной и разумной сорганизованности чехов и об их сплоченности.
Вы спрашиваете, какое значение имел слёт? По моему, огромное. Радушный приём и горячее проявление дружественных чувств, какие мы видели в Праге в течение всего нашего там пребывания, наглядно показали, что идея всеславянского объединения не пустой звук, и что она может в конце концов вылиться в форму грандиозного всеславянского братского союза, понятно, не на политической, а на культурной почве.