Нигде нет такой снисходительной к артистам публики, как в Петербурге.
Что сказали, например, в Италии или в Германии, если бы певец позволил себе петь свою партию на русском языке?
Такого певца непременно забросали бы гнилыми яблоками, за неуважение к стране, в которой он выступает.
Только у нас, в России, допускается смешение языков на сцене.
Идёт «Богема» и тенор, чистокровный русский, поет свою партию по итальянски.
Так как остальные исполнители поют по-русски, то получается режущее ухо смешение.
Говорят, что трудно переучивать партию с итальянского на русский.
Но ведь недаром же тенор получает 1200 руб. за спектакль.
Артисту, получающему такие огромные деньги, можно предъявлять очень большие требования, не говоря о соблюдении простых правил вежливости к той стране, в которой он, выступает…
Павловский театр.
Как много у петербуржца соединено воспоминаний с ним!
Когда-то здесь играли Ермолова, Федотова, Ленский, Киселевский, Горев, Правдин и др.
Из крупных имён, выступавших на подмостках этого летнего храма Мельпомены, продолжает играть одна только В. В. Стрельская.
– Павловский театр остался мне памятным на всю жизнь, – рассказывала мне В. В. – Никогда не забуду тех трудных минут, которые мне пришлось пережить во время гастролей Марии Николаевны Ермоловой.
– Что же случилось?
– Давали «Таланты и поклонники», пьесу, в которой я не раз играла с Савиной. Приезжаю на репетицию и здороваюсь с Ермоловой. Но она отсылает меня домой. «Напрасно, – говорит, – беспокоились. С такими артистками, как вы, я могу играть без репетиции». Я уехала. Но настал спектакль и я с ужасом вижу, что Ермолова играет пьесу совсем по-другому, чем Савина. Меня даже в пот ударило. Не помню, как я вывернулась, но этот спектакль я никогда не забуду…
Во вторник начинаются спектакли в красносельском театре.
В старину это был самый приятный театр для актёров.
В день спектакля актёром предлагали иногда в павильоне, иногда в театральном фойе превосходно сервированный, вкусный обед.
Кроме разнообразных вин, подавалось и шампанское в самом неограниченном количестве.
После обеда разносили кофе и чай, а затем одни расходились по уборным, на отдых, а другие отправлялись или кататься на лодках, по озеру, или гулять в парке, где обыкновенно до начала спектакля играл военный оркестр.
В 8 вечера начинался спектакль, во время которого за кулисы подавался чай.
По окончании спектакля, актёров снова кормили и поили.
Иногда случалось, что спектакли в Красном Селе назначались два дня к ряду. Тогда актёры оставались ночевать в театре, и в каждой уборной ставилась офицерская кровать с безукоризненным бельем.
Как относятся артисты к войне между зрителями из-за дамских шляпок?
Артисты недовольны дамами, вызывающими шум в театре и закрывающими их своими шляпками, от публики.
– Мы хотим, чтобы нас вся публика видела, а не одни дамы в высоких шляпках, – говорила мне одна оперная певица.
Кроме того споры между зрителями создают в театре недовольное настроение и это невольно отзывается на нашем успехе. Та часть публики, которая ничего не видит, совсем не аплодирует, а некоторые, рассерженные зрители даже шикают нам, ни в чем неповинным артистам.
Оперные тенора отказываются выступать с цыганскими примадоннами.
Опереточная примадонна заявила, что не будет выступать в одном спектакле с другой опереточной примадонной.
– Разве это артистка? Я с такими «дамами» не желаю встречаться на одной сцене! – заявила она режиссёру.
«Своя своих не познаша».