Мы постоянно читаем в газетах о чрезмерной смертности крестьянских детей в первые год их жизни. Покрыто грязью, заедаемые мухами, не берущие по болезни в рот материнской груди, страдающие дизентерией и бессонницей младенцы мрут один за другими… А между тем, стоит матери обмыть ребёнка на ночь теплой водой и тот же ребёнок запросит груди, будет сыт и спать по ночам.
Все это так просто и всё-таки, некому надоумить деревенскую бабу парой добрых слов ни в школе, ни в церкви. Там господствует высшая мудрость и очень мало жизни, с её простыми запросами
Такое-же отношение к жизни господствует в средней школе, и даже в интеллигентных семьях. Сколько мы видим воспитанных детей, у которых в ушах появляется нередко гной и родители ведут ребёнка к доктору только тогда, когда через несколько месяцев прободение барабанный перепонки стало уже явным. Какая масса хорошеньких девочек, и даже девушек ходит с порченными кривыми зубами, которые так легко было выдернуть, пока ещё вырастали новые зубы и запломбировать другие. Но никто из старших в свое время об этом не позаботился и не понимал всего зла.
Какое множество детей произносит слова, не выговаривая до конца, иногда очень тихо, едва шевеля губами, иногда во все горло, криком, торопясь и давясь… Как часто эти дети портят себе походку, сидение, позвоночник и зрение, потому что родители сами ничего не знают об уходе за ушами, зубами, дыханием и при каких условиях развивается детская близорукость, косоглазие, искривление позвоночника и т.д.
Родители сами учились в классической гимназии и знают, по Иловайскому, историю Греции и Рима, обороты латинского и древне-славянского языков, но они не знают не только об уходе за телом и душой, но их даже плохо учили русскому языку, русской истории, русской географии, русской литературе и вексельному праву.
Можно ли требовать, чтобы такое общество из бакалавров и классиков жило правильно и воспитывало детей по идеалу «Эмиля Руссо»: «Научите воспитанника любить всех людей, даже тех, кто относится к нему с пренебрежением; ведите его так, чтобы он не причислял себя ни к какому классу, но умел бы себя узнать во всех; говорите с ним о человеческом роде с умилением, даже с состраданием, но отнюдь не с презрением. Человек не должен бесславить человека».
Этим христианским советом хочется, кстати, почтить двухсотлетний юбилей со дня рождения Ж. Ж. Руссо, 28 июня 1712г., так сильно напугавшего в свое время иезуитов знаменательными словами: «Человек рождён свободным и везде находится в цепях!» Иезуиты полагали, по учению Гоббса, что homo hominus lupus est (человек человеку волк) и, следовательно, цепи для человека неизбежны и нечего о том горевать.
Но, после отмены повсюду крепостного права, человек даже у нас уже страдает без цепей, благодаря темноте и отсутствию спроса в обществе на необходимые и насущные знания.
Эти знания, начиная с главнейших, о том, что я такое и как я должен жить – и кончая меньшими, об агрономии, гигиене, математике и т. д., должны бы изменить и переработать господствующее «словесничество», чрезвычайно жалкое даже во Франции, о чем свидетельствует поучительная трилогия Жюля-Жалеса: «Дитя», «Бакалавр», и «Инсургент».
А. Фаресов.