30.10.2024

Итальянские газеты, а по их примеру и австрийская печать, уверяют, что завтра, 27 июня (10 мая по новому стилю), назначено общее восстание всей армии, расположенной в Европейской Турции. Полки пойдут завтра штурмом на Константинополь, если все министры-члены младо-турецкой партии – не сложат свои полномочия и если султан не издаст указа о роспуске нынешнего, переполненного младо-турками, парламента.

Вожди новой революции обещают, что она будет столь-же бескровною, какою была революция 1908 года, вознесшая на вершины власти и влияния членов младо-турецкой партии. Дело в том, что в армии почти не осталось друзей младо-турецкого режима, а последние драконовские проекты Порты против офицеров, участвующих в политических собраниях, окончательно убедили недовольных, что путь назад отрезан, что в случае, если младо-турки теперь же не будут сметены прочь, они жестоко отомстят всем тем, кто ныне примкнул к движению, руководимому майором Таяр-беем.

Можно полагать, что даже известная часть младо-турков, завидующих быстрому возвеличиванию отдельных честолюбцев, поддерживает Таяр-бея деньгами.

Это предположение тем более вероятно, ведь Таяр-бей сам в 1908 году вместе с Энвер-беем работал в пользу комитета «Единения и прогресса» и следовательно, сохранил связи в недрах младо-турецкой организации.

Требования вожаков новой военной революции таковы: 1) чтобы конституция осуществлялась во всей полноте, без искажений; 2) чтобы министерство подало в отставку; 3) чтобы прежний кабинет Хаки-паши был отдан под суд; 4) чтобы немедленно были уволены все казнокрады и самоуправцы; 5) чтобы парламент, набранный незаконно, был распущен, и были произведены новые свободные выборы; 6) чтобы центральный комитет партии «Единение и прогресс» вернулся в Салоники, так как страна ждала от него работы над возрождением нации, а не прямого и деспотического вмешательства в дела управления; 7) чтобы правительство возвратило себе доверие народа неуклонным выполнением законов, и 8) чтобы водворен был мир между различными народностями империи, при условии удовлетворения их законных требований.

В сущности, эти требования являются – с небольшими видоизменениями – копией тех, которые предъявлялись в 1908 году младо-турками султану Абдул-Гамиду.

Младо-турецкие министры тщательно стараются скомпрометировать движение, возникшее среди румелийских гарнизонов, и объясняют его изменою отдельных лиц, подкупленных албанцами.

Однако, если вдуматься в программу комитета Таяр-бея, недавнего младо-турка, то становится ясным , что албанское восстание отнюдь не является причиною новой революции. Она вспыхнула бы и без бунта Албании, так как терпение турецкой армии и населения, страдающих от произвола салоникских младо-турок банкирского происхождения, давно истощилось, а насилия и крутые меры, к которым прибегали младо-турецкие молодчики, во время последних выборов в парламент, убедили всех, что от прежнего либерализма и конституционализма комитета «Единения и прогресса», ни чего не осталось. Власть вообще опьяняет людей, выскочки же  от нее совсем теряют головы, что и случилось с лидерами младо-турок, случайно выпрыгнувшими из мрака ничтожества на высокие места министров. Младо-турки слепо идут по тому пути, который привёл Абдул – Гамида в салоникскую тюрьму. Куда-то приведет этот путь салоникских Джавид-беев, Талаат-беев и Саид–пашей?


Добавить комментарий