В столице Болгарии предстоят большие торжества по случаю освящения нового кафедрального собора. На эти торжества съедутся все короли Балканского полуострова: сербский, черногорский, греческий и даже румынский. Последний получил приглашение лично, от короля Фердинанда, во время недавнего пребывания монарха Болгарии в столице Румынии.
Съезд королей в Софии, хоть он и собирается под предлогом церковного торжества, будет, однако, иметь более широкое и глубокое значение.
Нужно принять во внимание, что Турция переживает теперь тяжёлый, и внутренний, и внешний кризис, и бесславную войну с Италией, и революционное движение. В Турции можно ожидать самых необычайных событий. Вполне естественно, что балканские королевства должны заранее приготовиться к всевозможным сюрпризам и размежевать свои чаяния и надежды на турецкое наследство. Ведь, и Болгария, и Сербия, и Черногория, и Греция, и Румыния считают себя прямыми, законными наследниками умирающей Турции. Из-за дележа ещё не снятой шкуры турецкого медведя, между пятью православными королевствами Балканского полуострова уже не раз происходили и теперь до известной степени происходят ссоры, так как каждый из наследников опасается, что другие наследники обойдут его и оставят с носом, когда наступит момент разверстания султанских владений в Европе «на хутора», между соседями.
В особенности обостренные отношения существуют между Румынией и Болгарией, так как первая и теперь считает, что Болгарское королевство является главным препятствием к созданию Великой Румынии, о которой мечтают все патриоты Бухареста. Как ходят давно слухи, Румыния даже находится в тайном союзе с Турцией, в силу которого Бухарест отказался помогать Константинополю в случае попытки Болгарии захватить Македонию.
Конечно, болгарскому королю хотелось бы прекратить натянутые отношения между Софией и Бухарестом, и вот приглашение короля румынского на съезд королей Балканского полуострова является крупным шагом в деле установления добрососедской приязни. Ведь трудно предполагать, что нельзя найти той почвы, на основе которой могло бы произойти полюбовное размежевание интересов Румынии и Болгарии.
Также точно возможно, кажется, найти общий язык для установления компромисса между Грецией и Болгарией, между Сербией и Болгарией, между Черногорией и Сербией, из которых каждая предъявляет права на территории, нравящиеся и другим.
Полюбовное соглашение между пятью королевствами Балканского полуострова могло бы явиться средством против большого пожара, которого с тревогою ждет Европа, в случае полного краха турецкого государства, терзаемого внутренними смутами.
Однако, является опасность и другого рода. Не будет ли предстоящий съезд королей в Софии использован Австрией, в её личных выгодах?
Не собирается ли даже съезд в Софии под влиянием советов, данных королю Фердинанду во время его недавнего паломничества к венской дипломатии?
Если за кулисами съезда королей, действительно, стоит в качестве режиссера Австро-Венгрия, то, конечно, ничего доброго или, во всяком случае, мало хорошего даст совещание королей для христианских народов Балканского полуострова. Вместо упрочения добрососедских отношений, может обостриться между королями неприязнь, поддерживать которую столь желательно австрийцам.Итак, съезд пяти королей будет лишь настолько полезен для Балканского полуострова, поскольку участникам его удастся обойтись без опасных маклерских услуг Австро-Венгрии.