Никогда ещё не замечалось такого усиленного привлечения общественного внимания к церковным делам, как в эти годы переустройства русской жизни и государственности.
Оно и понятно. До тех пор церковное управление и положение церкви, как одной из основ нашего государственного строения, было забронировано, не только для публичной критики, но даже и для постороннего наблюдения.
Теперь спала завеса тьмы и обществу открылась новая область таких интересов, мимо которых оно не может проходить безучастно.
Сотни тысяч храмов раскинуты по всему необъятному пространству русской земли. Одни из них воздвигнуты когда-то сильными и богатыми вельможами, усердием помещиков и купечества, а другие сооружены на доброхотные пожертвования скромных трудовых лепт, при помощи некрасовского ходебщика, седого старика, дяди Власа, «в армяке с открытым воротом».
По заявлению самого духовенства, все эти храмы Божии на половину опустели. Доходы их, при возрастающих епархиальных сборах, приведены чуть ли не к нулю. А между тем не ходящие в церковь миряне и не дающие на расходы ее ни копейки, больше чем когда-либо заняты касающимися специально до неё вопросами.
Это показывает, что русское общество не порвало навсегда связь свою с церковью, а только жаждет укрепить её менее ржавыми узами.
Отсюда и возник ряд таких злободневных вопросов в прессе и в законодательных учреждениях, как созыв церковного собора, реформа церковного суда, перевод богослужений с древне-славянского на русский язык, понятный для народных масс, устройство прихода на новых началах, преобразование духовной и церковно-приходской школы, поднятие нравственного уровня и авторитета в лицах духовного сословия и т.д.
Разумное разрешение всех этих и других задач и приведет к тому, что православная церковь, как англиканская и особенно католическая, вновь составит могущественную, объединяющую свой народ, силу, колеблемую нынешними её неустройствами.
Но правильно ли решатся поставленные жизнью задачи – вот в этом вся суть!
Начать хотя бы с церковного собора, который, кажется, близок уже к осуществлению, так как предсоборное присутствие уже два месяца собирается на заседания.
Публике разные осведомители сообщают, что будет патриарх, глава церкви, голос которого приобретет повелительную силу в народе, как в былые, допетровские времена, но ведь и в те времена патриархи были не одинаковы, и не одинаковый приговор над ними вынес суд русской истории. Был святитель Гермоген, спасший Русь на краю её гибели ценою своих мучений и смерти и был преемник его лже-патриарх Игнатий, покорнейший слуга Госневского. Точно также был непреклонной воли Никон и слабый, безвольный, последний патриарх Адриан.
Не сан, а личность, облеченная им, в состоянии окружать себя ореолом духовного авторитета.
А оценить, избрать такое лицо может только сам народ через посредство своих представителей на церковном соборе, совместно с высшими иерархами, конечно, тайной подачей голосов.
Всякий иной способ восстановления патриаршества, тем более по по указанию синода, не приведет к цели возглавления православной церкви авторитетным лицом.
И не будучи пророком, можно наверное сказать, что при независимом и закрытом голосовании жребий вовсе не пал бы ни на одного из тех членов нашей высшей иерархии, которые слишком явно лелеют эту мечту и подготовляют себе почву для её осуществления, не пренебрегая даже саморекламированием.
Аналогично и попутно то же самое можно сказать и о предвыборной агитации в 4-ю думу, в чем столь заметное принимает сейчас участие духовенство.
Простая истина, что духовным лицам не след вмешиваться в политику, стала доступна разумению каждого искушенного опытом избирателя.
Ведь он, избиратель, воочию увидал, какую роль батюшки-депутаты сыграли в 3-й думе. Отстаивая свои сословные интересы, они более чем равнодушны оставались к делам общегосударственным, и разве изредка кто-нибудь из них вступал в перебранку с противниками.
Существенный мотив, заставляющий духовенство добиваться депутатского полномочия – это перспектива слишком 4-тысячного оклада вместо приходских грошовых доходов со сборами яиц и лепёшек.Тогда как, оставшись при своих церквах и видя их оскудение, оно силою вещей поставлено будет в необходимость стараться об устройстве прихода на тех новых началах, где предполагается активное участие мирян в приходской жизни, а в том числе и о лучшем устроении быта самого духовенства.