22.11.2024

Детство Скобелева

Любопытные черты в характере М. Д. Скобелева отмечают его биографы.

Уже с ранних детских лет в нем просвечивалась нелюбовь к немцам, которую он сохранил до могилы.

Ненависть к немцам, как это не странно, зародил в Скобелеве его гувернер – немец, отличившийся поразительной невоспитанностью и неумением обращаться с детьми.

Он был в полном смысле буквоед, требовавший от ребенка слепого подчинения и не допускавший никаких чисто-детских шалостей, присущих каждому мальчику.

И Скобелев, чтобы отомстить гувернеру, прибегал к таким проказам, которые чуть не в пробе укладывали педантичного немца…

Закончилось общение этого гувернера с питомцем неожиданным скандалом, Скобелев однажды прогуливался со знакомой девочкой, в которую он был влюблен. Вдруг появился строптивый немец и потребовал, чтобы Скобелев пошел домой.

М. Д. ответил отказом, чем привел гувернера в неописуемую ярость… Немец, не помня себя от гнева, дал своему питомцу…пощечину.

Всего мог ожидать Скобелев, только не такого позора на глазах любимой девочки. Не долго думая, он плюнул немцу в лицо и ударил также по щеке.


Скобелев в академии

Скобелев кончил академию по второму разряду. Проводим полученные им отметки, значащиеся в экзаменационном списке: тактика 10,7, стратегия 12, военная история 12, военная администрация 9, статистика 8, геодерия 6,15, съемка 8, русский язык 11, артиллерия 9, фортификация 11, иностранные языки 12, политическая история 10.

Скобелеву в академии была дана раз задача по тактике, как и остальным офицерам. Ему и остальным офицерам. Ему предоставлялся корпус войск с кавалерией, артиллерией и пр., и давалась задача защитить какой-нибудь пункт против неприятеля, наступающего в известном направлении. Офицер должен был выбрать позицию, вычертить ее в более крупном масштабе, расположить войска для принятия боя, расположить войска на биваке, принять меры охранения, написать диспозицию для принятия оборонительного боя и указать пути следования разъездов, и вообще сделать все надлежащие распоряжения. Для решения задачи давался месяц. Скобелеву была дана задача по карте Баварии. Он должен был прикрыть Аугсбург против неприятеля, наступающего с севера.

Когда пришла его очередь, и к нему обратился профессор, то он смело сказал:

– Я пришел к заключению, что прикрыть Аугсбург в этом направлении оборонительным боем невозможно. Посмотрите на карту. Где я ни расположусь, неприятель непременно меня обойдет, поэтому я решил сосредоточить войска в таком-то пункте и затем броситься на неприятеля и вступить с ним в наступательный бой.

– Так что вы и позиции не выбирали, и не вычерчивали ее и, вообще, не оставили никакого следа вашей работы?

– Да потому, что, что же я буду вычерчивать, когда решаюсь сам атаковать противника?


На экзамене по истории и стратегии Скобелев обратил внимание экзаменаторов талантливым изложением Рымникского боя.

Когда Скобелев начал отвечать по курсу, экзаменаторы отнеслись к ответу сначала довольно невнимательно, но вдруг почувствовали, что слышать что-то новое.

Все увидели такую живую, красочную картину боя, так талантливо передал его перипетии, сам, очевидно, так увлекся своим изложением, так захватил экзаменаторов, что один из них невольно толкнул другого и прошептал: «это профессорская лекция» и профессора талантливого.

Когда они вернулись в профессорскую и выразили удивление, им просто не поверили.

– Сколько-же вы ставите ему, неужели двенадцать? (в академии была двенадцатибальная система).

«Если бы можно было – мы поставили бы четырнадцать, – ответили экзаменаторы.


Добавить комментарий