22.11.2024

Когда рабочее движение приобретает крупную силу, всегда наступает момент, когда буржуазия и ее политические приказчики говорят себе: ну,теперь с рабочим движением при помощи одних преследований не справишься, теперь нужно искать новых способов борьбы с ним. Но эти новые способы тоже – достаточно стары. Они заключаются в том, что враги рабочего класса стараются посеять измену внутри самого рабочего движения. Они стараются подкупить отдельные слои рабочих и двинуть их на борьбу против рабочего движения, борьбу, не останавливающуюся перед срывом стачек, провокацией, убийством из-за угла и прочей уголовщиной. Они стараются купить отдельных вождей рабочих и тем внести смуту и раскол в ряды рабочего движения и т.д.

Буржуазия самых «передовых» стран отличается в этом отношении наибольшей энергией. Республиканская буржуазия Франции является в указанном отношении прямо образцом. А республиканская буржуазия Америки не тельно не отстает от нее, но, пожалуй, в иных отношениях даже опередила ее.

Старательнейшим образом разрабатывается целая система и придумываются самые разнообразные формы борьбы против рабочего движения. В Америке – этой стране «желтого дьявола» – и даже «благочестивой» Германии мы видим совершенно открыто существующие конторы для поставки штрейкбрехеров. Весьма памятно, какую гнусную роль сыграла такая контора полтора года тому назад в Берлине, когда в результате провокаторских приемов этой конторы дело дошло до столкновения рабочих с вооруженной силой полиции и войск в квартале Моабит.

Конторы поставки штрейкбрехеров почти всегда являются в тоже время конторами поставки провокаторов. Чтобы успешнее сорвать назревающую экономическую стачку, чтобы подорвать в зародыше начинающую крепнуть экономическую или политическую организацию на данном заводе или фабрике – слугам капитала часто бывает выгоднее искусственно ускорить конфликт рабочих с предпринимателем, вызвать стачку или протест преждевременно, тогда, когда рабочие не имею шансов выиграть. А для этаких дел нужны свои «специалисты», – нужны субъекты, способные подбить рабочих на преждевременную забастовку, чтобы потом за 80 серебренников предать начавших борьбу рабочих и подвести их под разгром. Специалисты подобной провокации ценятся господами «передовыми» буржуа на вес золота – хотя они и вербуются, главным образом, из самых грязных подонков общества.

Конторы поставки штрейкбрехеров зачастую имеют негласное разрешение вооружать почтенных членов своей корпорации. В «передовых» капиталистических странах эти желтые организации в нужную минуту могут выставить целые отряды вооруженных штрейкбрехеров. «Право на труд», т.е. право на штрейкбрехерство буржуазия самых «цивилизованных» стран считает одной из священнейших основ современного строя. Если бастующий рабочий попробует правдивым словом пристыдить продавшегося штрейкбрехера, – буржуазия объявляет это преступным посягательством на «право труда» и карает за это стачечника тюрьмой. Зато штрейкбрехерам позволяется применять и огнестрельное оружие против бастующих.

Кроме организаций, открыто ставящих себе целью борьбу с рабочим движением, капиталисты прибегают к устройству всевозможных обществ, прикровенно преследующих ту же благородную цель. Устраиваются желтые профессиональные союзы, общества взаимопомощи, сберегательные кассы, общества развлечений, в которые стараются втянуть даже жен и детей рабочих, общества закупки по удешевленным ценам и т.д. Руководящим ядром во всех этих обществах являются те же банды головорезов, которые руководят и открыто-штрейкбрехерскими организациями. В эти сберегательные кассы, общества развлечений и т.д. путем грошевых выгод стараются втянуть наиболее темных рабочих, из которых и формируют постепенно кадры предателей рабочего дела. Как бы ни назывались все эти общества, по существу дела их объединяет то, что все они – общества штрейкбрехеров, общества, служащие слепым орудием в борьбе капиталистов против рабочего класса…

Такова измена, таков разврат и разложение, которые господа буржуа стараются внести в рабочее движение, так сказать, снизу. Но ту же смуту, раскол и разврат буржуазия старается внести в рабочее движение и с другого конца – сверху: путем подкупа отдельных выдвинувшихся руководителей рабочего движения.

Сколько вождей отняла уже у английского рабочего движения буржуазия Англии! Кого купят министерским портфелем, кого еще подешевле – просто доходным местечком. Купив одного, косвенно развращают десяток других и темным рабочим внушают: смотрите, ведь у нас в Англии простой каменщик может выйти в министры! Не бастуйте только и благо вам будет – на все лады твердят рабочим самые либеральные буржуа.

А во Франции! Стоит здесь сколько-нибудь выдвинуться рабочему вождю, как вокруг него уже реют тучи соблазнов, и сладкоголосые капиталистические сирены начинают нашептывать ему в ухо: продайся капиталу и ты изведаешь все блага мира – и славу, и богатство, и власть и почет. Чем слабее сознание рабочих,чем менее сплочена и сильна их классовая организация, тем больше шансов на то, что тот или иной из былых вождей свихнется и станет желтым – что не помешает ему на словах называться «независимым социалистом» или еще как-нибудь в этом роде. Отсюда – все эти французские Брианы, Мильераны, из социалистов ставшие министрами.

Этих перебежчиков более крупного размера, годных на посты министров, буржуазия ценит, конечно, еще несравненно выше, чем специалистов по части срыва забастовок и рядовых провокаторов из знаменитых контор по поставке штрейкбрехеров. Большому кораблю – большое и плавание. Нельзя же, скажем, «короля провокаторов» Азефа сравнивать с какой-нибудь мелкой сошкой. На желтых деятелей, вроде Бриана и Мильерана – большой спрос. Недаром бывший имперский канцлер (первый министр) Германии Бюлов не так давно местательно воскликнул: «ах, кабы Германия имела хоть одного Мильерана, вот тогда мы показали бы германской социал-демократии, где раки зимуют»…

Чем обостреннее становится классовая борьба, тем больше буржуазия готова на самые рискованные меры борьбы с рабочими, тем чаще прибегает она и к насаждению желтых организаций. Не минет чаша сия и русское рабочее движение. В русской Польше, где классовая борьба обострилась уже до крайности, мы видим теперь появление своеобразных «национально»-желтых организаций среди рабочих.

Лучшая гарантия против «желтой» проказы – сильные, сплоченные, выдержанные классовые организации рабочих, бичующие и разоблачающие все малейшие проявления буржуазного влияния на пролетариат.

Знакомство с тем, что представляют собой желтые организации на Западе – обязательно для всякого передового рабочего. В ближайших очерках мы познакомим читателей с положением желтых организаций во Франции, Англии и Германии.

Г. Зиновьев.


Добавить комментарий