21.11.2024

Изображение сгенерировано нейросетью

«Русское Слово» №8 от 11 января 1912 года

Средней школе особенно повезло на рождественских съездах. Целых пять съездов, – одни целиком, другие попутно, – посвятили свои работы вопросам среднего образования. С различных точек зрения они отметили дефекты современной его постановки и желательные изменения ее.

Преподаватели древних языков засвидетельствовали упадок средней школы, в которой развились «дилетантизм и верхоглядство», и уменьшилась работоспособность учащихся. Все это произошло, по мнению гг. филологов, оттого, что уничтожена обязательность преподавания греческого языка, и вообще ослаблена классическая система. Поэтому съезд решительно потребовал возврата к «славным временам» классицизма, в особенности настаивая на всемерном развитии эллинизма, без которого немыслима «общечеловеческая» школа.

Все предметы преподавания, гимназическим уставом, формально сохраняющим свою силу, «не предусмотренные», должны быть изъяты, и на их место водворены древние языки, уступившие «захватному праву».

Съездовские ораторы заранее сопричислили противников классицизма в средней школе к сонму варваров, ибо только азиатские народы совершенно не изучают древних языков.

Родственный филологам съезд директоров средних учебных заведений петербургского округа признал неудовлетворительной постановку преподавания русского языка. Ученики,- по словам докладчика, – не умеют ни говорить, ни писать по-русски, мало читают или читают не то, что надо. Выход из этого печального положения съезд видит во введении в курс средних учебных заведений изучения новейшей русской литературы «до Чехова и Надсона», забракованной министерством народного просвещения.

Преподаватели математики подвергли суровой критике постановку этого важного предмета в средних учебных заведениях. В этих заведениях, – говорилось на съезде, — проходят много лишних предметов, а то, что безусловно необходимо для среднего образования, отсутствует. В преподавании математики господствует шаблон, отступление от которого строго воспрещается просветительным ведомством. Нет связи между средней и высшей школой, а экзамены по математике как-будто приноровлены к требованиям конкурсных испытаний в высшие технические школы, так, что общеобразовательная средняя школа превращается в своего рода заведение для подготовки к конкурсным экзаменам. Съезд высказал ряд пожеланий, которые имеют в виду реформировать математическое преподавание так, чтобы, сохраняя свой общеобразовательный характер, оно избавилось, с одной стороны, от массы второстепенных вещей, а с другой – допускало бы специализацию в старших классах, приноровленную к индивидуальным склонностям учеников и требованиям высшей школы. При этом необходимо стремиться к развитию самодеятельности и активности учащихся и иметь в виду психологические особенности возраста и доступность преподаваемого материала.

Съезд художников точно так же уделил много внимания средней школе и, подобно математикам, особенно подчеркивал, что рисование в этой школе должно носить общеобразовательный характер, а не прикладной, и не должно служить каким-либо профессиональным целям.

Наконец, геологи, высказались, согласно с мнением международного геологического конгресса, за необходимость введения геологии в курс преподавания средних общеобразовательных школ.

Таким образом, специалисты разнообразных профессий сошлись на том, что средняя школа неудовлетворительна и требует коренных преобразований. Однако, эти мнения далеко не новы. Десятки лет и в печати, и на съездах неустанно говорится, что средняя школа безжизненна, неподвижно застыла на мертвой точке, к которой ее привели реформы Толстого и усердная работа его преемников. Не раз созывались и казенные комиссии, которые присоединялись к общепринятому мнению о необходимости приступить к реформе средней школы. И мы знаем, что сделан был даже приступ к такой реформе, которая столь сурово осуждена теперь поклонниками псевдоклассической премудрости.

Но схлынула волна общественного движения, и замерли преобразовательные попытки, на которые волей-неволей заставило оно пойти омертвелое просветительное ведомство. Как и во всех сферах общественной и политической жизни, реакция с яростью набросилась на среднюю школу и стала безжалостно уничтожать в ней все новшества, свидетелей «слабости власти», — и неукоснительно восстанавливать старые порядки как в преподавании, так и во всем строе средней школы. Теперь г. Кассо, для которого, по авторитетному свидетельству г. Пуришкевича, законы не писаны, готовится увенчать здание восстановлением во всей его красе толстовского классицизма, для каковой цели и инсценирован был, при деятельном содействии самого министра, съезд преподавателей древних языков.

Если эта попытка, действительно, увенчается успехом, то целый десятилетний период в жизни средней школы пойдет насмарку, и мы опять останемся при старом разбитом корыте. Опять придется начинать сызнова всю работу. А, между тем, жизнь выдвигает все новые требования, и средняя школа все более отдаляется от жизни. Об этом красноречиво говорят упомянутые выше постановления и доклады ряда съездов. Все они, каждый с точки зрения своей специальности, предъявляют к средней школе свои требования. Все они, кроме, конечно, гг. филологов, более или менее откровенно, более или менее смело осуждают господствующую систему, поощряемую министерством народного просвещения. Все они, независимо друг от друга, приходят к одному заключению – о том, что средняя школа должна быть заведением общеобразовательным, что в сферу преподавания должно быть включено необходимое для достижения этой основной цели и соответствующее запросам современной, все усложняющейся жизни. Средняя школа не может быть всеобъемлющей, и в частности она не может быть посвящена изучению, например, античной культуры в лице латинского или греческого языков. Это — дело иных учебных заведений.

Но какое дело г. Кассо и его ведомству до голоса съездов, до запросов современной жизни, до требований русского общества, не раз и с достаточной определенностью формулированных? Для казенных просветителей чем неприятнее для общества, для «освободителей», чем дальше назад, тем лучше, патриотичнее и национальнее. Не от них ждать обновления многострадальной русской школе вообще и средней в частности.

М.Д.


Добавить комментарий