18.10.2024

Изображение сгенерировано нейросетью

«Русское Слово» №8 от 11 января 1912 года

Излюбленному персонажу святочной комедии «петрушке», по-видимому, пришел решительный конец.

Ведь его заменила фигура «самого популярного в России монаха – Илиодора.

Ни один святочный маскарад, ни один костюмированный бал, ни одно уличное хождение ряженых не обошлись нынешними святками без «популярного монаха».

«2-го января большую сенсацию произвело появление маски «иеромонах Илиодор с его газетой «Гром и Молния». К общему удовольствию, маска получила первый приз. Второй приз получила маска с пустым кочнем капусты на голове и с надписью: «Товарищ городского головы».

Это почти трафаретные слова из отчетов о всех святочных маскарадах, балах и вечерах в Пскове, и в Семипалатинске, и в Мокше, и в Царевококшайске.

«Популярный монах» решительно везде затмил все местные злобы дня.

В одной лишь его резиденции власть воспротивилась святочной славе местной знаменитости.

Царицынский полицеймейстер издал приказ: 

«На основании 131 ст. устава о пресеч. прест., воспрещается наряжаться в разные противные приличию одеяния и ходить по улицам».

Царицынские ряженые приняли это к сведению и исключили из репертуара самый выигрышный сюжет.

Вопрос лишь в том, как отнесется к приказу полицеймейстера сам прототип святочной комедии?

Неужели ст. 131 уст. о пресеч. прест. прекратит «публичное сожжение революции», «пригвождение к столбу оплевания ересиарха Льва» и др. «ряженые» сюжеты веселого монаха?

В неуверенно ликующем Киеве нашелся единственный человек, сумевший совершенно трезво взглянуть на уход из Киева попечителя киевского учебного округа П. А. Зилова.

Это – сам виновник торжества П. А. Зилов.

Как сообщает «Киевская Мысль», он крайне удивляется настроению печати по поводу его ухода.

«Был бы смысл радоваться, – заявил он, – если бы на мое место назначили Павла Милюкова, но г. Деревицкий стоял и будет стоять так же, как и я, на почве законности».

Оба паломника просвещения, путешествуя из округа в округ, по-видимому, носят с собой эту «почву законности» в ладанке.

Этот благочестивый метод, как известно, еще издревле введен путешественницами «по святым местам», подкладывающими себе под колена палестинский песочек, чтоб «доходчивей была молитва».

Ладанку же с «почвой законности», вероятно, имеет и один из одесских просветительных деятелей, директор и хозяин училища своего имени г. Файгъ.

В одесской судебной палате вторично разбиралось дело о клевете на него редактора газеты «Одесский Голос».

Допрашивали свидетелей, которые должны были показать всю закономерность, царившую в училище Файга.

Дает показания бывший ученик этого же училища г. Линаки:

– Я метил во 2-й класс, но там не оказалось вакансий, и мне было предложено поступить в 4-й… А при внесении платы г. Файг потребовал 400 р.: 200 р. – за право учения и 200 р.- пожертвования на церковь, которая, кстати сказать, в то время еще не существовала. При поступлении в училище я едва говорил по-русски и очень слабо понимал русскую речь.

– Как же вы выдержали экзамен?

– Очень просто. По тем предметам, по которым меня экзаменовали, я получил 2. По тем предметам, по которым меня не экзаменовали, мне выставили 3. А для получения удовлетворительной отметки по естественной истории оказалось достаточным сказать председателю, что меня послал экзаменоваться Файг.

Законные нормы налицо:

– Если нет вакансий во 2-м классе, – остается принять ученика в 4-й.

– Если нет при гимназии церкви, то остается только принимать пожертвования на нее: долго ли ее выстроить!

Как не упорствовать г-ну Файгу в своем законном возмущении против «клеветников» печати?

Судебная палата все же оправдала «клеветников».

Не у всех она есть, эта ладанка с «почвой законности».

Вилли.

Добавить комментарий