Вчера открыть собрание удалось почти с часовым опозданием, так как не было кворума. Продолжается рассмотрение доклада по вопросам народного образования. Работа идет вяло, неинтересно.
Собрание решило просить управу внести на совещание представителей уездных земских управ и заведующих отделом народного образования вопрос о выработке какой-нибудь единообразной формы отчета по делам народного образования в уездах.
До сих пор такого единообразия в отчетах не было, и это затруднило составление общих выводов по различным вопросам народного образования.
Долго продолжался обмен по вопросу о пересмотре норм учительского жалованья, возбужденному в связи с ходатайством волоколамского уездного земства. Земство это не признало необходимым рассмотреть соответствующее ходатайство местного общества взаимопомощи учителей и направило его в губернское земское собрание.
Губернская управа находила, что без заключения волоколамского земского собрания губернскому собранию рассматривать ходатайство волоколамского общества учителей нельзя. Между тем, материальное положение учителей в Волоколамском уезде тяжелое.
Представитель волоколамской управы протестовал против отсрочки, но большинство собрания согласилось, что возбужденный вопрос целесообразнее рассматривать впоследствии, при обсуждении соответствующего доклада относительно улучшения материального положения вообще земских учащих.
Коснулось вчера собрание и вопроса о Толстовских библиотеках.
Почти 2 года назад, губернское земское собрание в ознаменование 80-летия покойного Л. Н. Толстого решило открыть библиотеки и присвоить им его имя.
О присвоении имени Толстого библиотекам было возбуждено ходатайство, но до сих пор на это ходатайство никакого ответа земство не получало, и библиотеки не открываются.
Гласный г. Расторов находил, что в интересах населения следовало бы во всяком случае открытие намеченных библиотек не задерживать. Позже можно было бы, по получении разрешения, присвоить им соответствующее наименование.
Против этого предложения, однако, раздались возражения. Говорили о том, что воля земского собрания в том, именно, и состояла, чтобы отметить 80-летнюю годовщину великого писатели открытием библиотек. Библиотеки земство открывает и будет открывать, но в настоящую минуту земству интересно добиться ответа на свое ходатайство.
В собрании возник вопрос, – сколько же времени дожидаться еще земству ответа.
Срок для этих ожиданий определен не был, но, во всяком случае, решено с открытием Толстовских библиотек еще помедлить с тем, чтобы к будущему очередному земскому собранию управе был представлен доклад о судьбе земского ходатайства.
По поводу устройства народных чтений, гласным В. М. Духовским быль возбужден вопрос о том, не лучше ли земству добиться возвращения к старым правилам, регулировавшим народные чтения, чем сталкиваться с такими явлениями, какие встречало в своей практике по устройству народных чтений московское уездное земство.
Этому земству, как известно, пришлось претерпеть массу неудобств с получением разрешения на чтения и отказаться от целого ряда чтений – о значении освобождения крестьян, биографий писателей Некрасова и Толстого, некоторых рассказов Толстого и пр.
В то же время этому же земству губернатором и инспектором народных училищ рекомендовались для чтения брошюры издания всероссийского национального клуба, признанными исторической ко- миссией учебного отдела общества распространения технических знаний безусловно недопустимыми для школьного употребления, как не удовлетворяющие требованиям исторической истины и научного беспристрастия.
Предложение В. М. Духовского было отклонено представителями других уездов, которые констатировали, что для них новые правила все же удобнее, чем старые. Очевидно, Московскому уезду приходится труднее только в виду его близости к Москве, к администрации.
Возникли прения также по вопросу о субсидировании земством Поливановской учительской семинарии.
Управа уже третий год уменьшает число стипендиатов, содержащихся в семинарии на средства губернского земства, мотивируя это тем, что в семинарии возросла стоимость содержания, и на отпускаемую сумму поневоле приходится уменьшать число стипендиатов.
Разъяснение П. П. Хмелева вскрыли, однако, несколько иную подкладку в этом вопросе. Дело в том, что земство ходатайствовало перед попечителем округа о допущении в состав педагогического совета семинарии представителей земства, подобно тому, как представители города допущены в педагогические советы средних учебных заведений.
Это ходатайство попечителем не было уважено, и, по мнению П. П. Хмелева, земство, земство, лишенное возможности ближе стать к делам семинарии, едва ли может оказывать семинарии должную поддержку.
Эти доводы убедили собрание, и предложение управы об уменьшении стипендиатов с 24-х до 16-ти было принято.
Остальные предложения по вопросам народного образования особых прений не вызывали и принимались собранием без изменения.