Правительство стоит вне партий. Только в таком случае оно может быть правительством, строго и беспристрастно охраняющим законность и порядок. К новому одесскому градоначальнику Сосновскому обращаются с просьбами о поддержке «академисты», «союзники», «националисты» и вообще все те, кому покровительствовал ген. Толмачев. Г. Сосновский отвечает, что он, как администратор, обязан всем без различия оказывать равную законную защиту и помощь, а потому не может оказывать какую-либо особую поддержку каким-либо общественным группам по политическим симпатиям или иным личным побуждениям. Обиженные угрожают «кадетствующему» градоначальнику гневом петербургских властей. Мы хотели бы думать, что они ошибаются в своих расчетах. Г. Сосновский при своем назначении в Одессу получил краткую инструкцию от самого В.Н. Коковцова: «Строгая законность, полная беспристрастность и ничего больше». Теперь одесский градоначальник членам политических групп, привыкших к особому вниманию и заботливости, отвечает словами самого премьера. Не может же г. Коковцов разгневаться на г. Коковцова. Но факты свидетельствуют о том, что В.Н. Коковцов может и не настаивать на том, на чем настаивал премьер. В результате получается какое-то непротивление злу по каким-то особым побуждениям.
Наши современные «националисты» имеют свой издательский комитет. Об издательском фонде мы говорить не будем. «Националисты» утверждают, что они располагают «своим» издательским фондом. По этому поводу люди разно говорят. А по поводу пропаганды изданий «национального клуба» документы с беспристрастной точностью свидетельствуют о том, что «националисты» ведут ее не своими собственными силами. В газетах весьма часто приводятся выдержки из «предложений» разных местных властей, настоятельно рекомендующих выписывать издания «всероссийского национального клуба». Не выдержало и главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей. Питейное ведомство циркулярно предложило всем попечительствам о народной трезвости выписывать в свои читальни, чайные и т.п. «весьма полезные» издания «клуба националистов» для распространения их среди народа и городских обывателей. В таком порядке «националисты» успешно пропагандируют свои издания среди всех классов населения, кроме той «беспочвенной интеллигенции», которая заразилась «кадетством» и разными крайними учениями.
С внешней стороны все дело пропаганды изданий «национального клуба» обставлено благими намерениями и добрыми пожеланиями. Власти и подведомственные им лица и учреждения заботятся о распространении «полезных и поучительных» книг среди «народа и полуинтеллигенции». Забота вполне понятная и закону не противная. Все учреждения, власти и должностные лица призваны заботиться о просвещении населения и содействовать распространению среди народа полезных сведений. С внешней стороны издания «всероссийского клуба националистов» подходят к числу изданий, предназначенных для распространения среди народа и полуинтеллигенции полезных сведений. Цены доступные. Изложение хотя и весьма небрежное, лишенное должного уважения к русскому стилю, к правде и бесспорным фактам, но с грехом пополам может быть отнесено к категории «общепонятных и общедоступных». Но самое содержание изданий и вся суть дела выходят за пределы так называемого распространения полезных сведений среди разных классов населения. На какую бы тему ни было написано издание «клуба националистов», а суьб дела, в конце концов, сводится к пропаганде политической программы партии «националистов».
Допустим, что в данном случае правительство через своих агентов, не заботясь о наших «националистах», просто стремится к политическому воспитанию народа. Для этой работы существуют законные пределы. Правительство призвано заботиться о поддержании законности, об охранении законного порядка и о распространении просвещения. Вот все наилучшее, что правительство может сделать в пределах закона для политического воспитания народа. Оно охраняет и поддерживает ту обстановку, которая воспитывает население в духе законности, права, порядка и культуры. А как только правительство начинает заботиться о воспитании населения в духе определенных, нравящихся ему политических идей, оно перестает быть правительством, стоящим вне борьбы политических страстей.
Та позиция, на которой должно стоять правительство, оказывается брошенной на произвол судьбы. А когда эта позиция остается без защитников, твердо стоящих на ней в законной позе, то правильный ход государственной машины окажется нарушенным. К сожалению, тут вовремя не «передумали» и подчинились ходу обстоятельств. Ведь пропаганда изданий «клуба националистов» силами правительственных учреждений и должностных лиц не имеет ничего общего с так называемым «идейным политическим воспитанием» народа. Тут речь идет не о простом участии в борьбе политических течений и увлечений. «Националисты» – боевая политическая партия. Она ведет политическую борьбу на политические злобы дня. Оказывая какое бы то ни было содействие такой партии, правительство не может сказать, что оно остается вне партий. Нет, оно принимает прямое участие в партийной борьбе за интересы нравящейся ему партии.
История свидетельствует именно об этой наихудшей тяге с прямого пути. Думские «националисты» созданы П.А. Столыпиным для его собственных видов и для его личных «политических идеалов». При нем «националисты» были правительственной партией, в самом точном и в самом худшем смысле этого слова. Они являлись правительственной партией потому, что поступили в услужение к П.А. Столыпину. Мы не имеем документов, подтверждающих , что это услужение продолжено и при новом премьере по формальному соглашению. Но в то же самое время мы не располагаем такими фактами, которые опровергали бы непоколебимую готовность «националистов» к всяческой угодливости. В самом близком будущем предстоят выборы в четвертую Государственную Думу. Пропаганда перед выборами изданий той или иной партии, даже независимо от угодливой преданности окружаемых заботливым вниманием, не может свидетельствовать о том, что правительство и разные местные власти не принимают никакого участия в предвыборной борьбе. Однако, закон строго воспрещает представителям власти и администрации вообще оказывать какое бы то ни было давление на ход избирательной кампании в любой стадии ее развития. Мы, конечно, не станем отрицать того, что содействие распространению изданий «националистов» было начато при П.А. Столыпине и по его личной инициативе, без предварительного соглашения с В.Н. Коковцовым. Но теперь г. Коковцов отвечает за продолжение на практике таких «заветов» покойного премьера, которые являются явным нарушением закона и роняют престиж правительства.