(По телефону от нашего петербургского корреспондента.
Сегодняшний день прошел вяло. Доклады в общей массе повторяют прежние темы. Таковы доклады в наиболее посещаемой секции— художественного воспитания в семье и школе.
И.Ф. Фёдоров представил доклад к вопросу об охранении памятников народного творчества в России. Докладчик находит, что этот сложный вопрос может быть разрешён только в том случае, если вырастет число лиц, сочувствующих и интересующихся искусством прошлого. К этому делу должна быть привлечена учащаяся молодежь. В ней должна быть развита любовь к делу путем введения курса истории искусства во всех школах.
По докладу г. Прохорова о художественной жизни в Сибири принято следующее постановление:
В виду того, что огромная Сибирь не имеет ни одной художественной школы, всероссийский съезд художников признал необходимым ходатайство в соответствующих учреждениях об устройстве в г. Томске подобной школы, а также об открытии в больших городах Сибири художественных музеев.
По докладу г. Анисимова о судьбе древних русских икон вынесено следующее постановление:
Ходатайствовать, чтобы все вынесенные из церкви за ненадобностью и находящиеся теперь в различных помещениях при церквах иконы, утварь, книги и облачения были обследованы и зарегистрированы; выделить из них то, что может быть еще спасено, объявить выделенное собственностью государства и распределить по губернским и столичным музеям; запретить вывоз перечисленных вещей за границу.
В некоторых секциях собрания не состоялись за отсутствием докладчиков.
В вечернем заседании читал доклад А. Бенуа: «Чем могла бы быть академия художеств».
— Академия не живет той жизнью, которой она должна жить,— начал Бенуа.— В академии никто не знает, чему он учится, и для чего он учится. Не знаю там, и чему учить. Пора притти к сознанию, что с этой трагической комедией надо покончить. Академия должна совсем не существовать или найти новые основы своего бытия. Если она служит государству, пусть и служит только ему, забыв о свободе искусства. Лучше не иметь никакой академии, чем такую, которая представляет казенное искусство. Говорят, людей нет, но эту фразу мы слышим постоянно, когда нужны какие-либо реформы. Эта фраза— бич русской общественности и клевета на русское общество: люди всегда и везде есть.
Я мечтаю о возрождённой академии. Я вижу остановившуюся машину. Нужны люди, которые пустят ее в ход. Не оставляйте академию отрезанной от всего живого. Где же, как не в академии художеств должен быть создан храм искусства.
Доклад Бенуа вызвал горячие прения.
Завтра ожидается закрытие съезда.