Разыгрывающиеся на Дальнем Востоке события не застали врасплох московских коммерсантов, вывозящих в Монголию изделия своих фабрик.
Интерес к вывозу в последнее время значительно возрос, в виду переживаемого внутреннего кризиса, коснувшегося не одной только текстильной промышленности.
Правда, последние годы не отличались блестящим успехом по снабжению монголов русскими фабрикантами.
Не говоря уже о трудности конкуренции с английскими товарами, выступление Японии в качестве экспортера на материке еще более увеличило трудность проникновения наших товаров в Монголию.
Главная причина этого явления лежит дороговизне русского фрахта. Перевозка одной тонны мануфактуры от Манчестера до Тянцзина англичанам обходится в 40 шиллингов (т.-е. 35 коп. с пуда), тогда как московскому промышленнику доставка пуда обходится в 1 р. 70 коп.
Интересно отметить, что это обстоятельство объясняется нежеланием включить в рейсы Добровольного флота Тянцзин, вследствие чего товар выгружается или в Нагасаках, или в Шанхае, а оттуда уже перевозится на английских и японских пароходах до Тянцзина. Сейчас ведутся переговоры с правлением Добровольного флота, и можно полагать, что они закончатся благоприятно – включением Тянцзина.
Далее, москвичи добились установления в Чите завозного склада для железнодорожных товаров, что имеет для торговли огромное значение.
Затем ведутся подготовительные работы для организации непосредственного распространения товаров русскими агентами, минуя тянцзинских китайских купцов, до сих пор служивших посредниками.
Наладить это дело— задача нелегкая, если принять во внимание кочевой образ жизни номада-монгола и отсутствие у него денежных знаков, вследствие чего приходится вести непосредственный товарообмен.
Московские коммерсанты и не обманывают себя розовыми надеждами на большой вывоз: слишком элементарна жизнь монгола, чтобы могли мы приобрести там емкий рынок даже при самых благоприятных условиях.